Page 33 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 33
КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
выполнить по проектам Кваренги со-
трудничавшие с ним художники-деко-
раторы Антонио делла Джакомо или
Карло Скотти.
На северной стене гостиной дома
в Жерновке была изображена роспись
«Вид Гатчинского дворца со стороны
Длинного острова» Семена Щедрина.
С.Ф. Щедрину принадлежали роспи-
си и в имении Безбородко Стольное
(архитектор Дж. Кваренги), где на
стене дворца был изображен с не-
большими изменениями тот же вид
Гатчинского дворца. Использование
пейзажных панно, являющихся неотъ-
емлемой частью декоративного ансам-
бля помещения, было характерно для
Кваренги [8, с. 28, 29, 31].
Уместно привести рассуждения на
тему авторства архитектора Н.Е. Лан-
сере, посетившего Жерновку в 1924 г.:
«По внутренней отделке, по изящным
наличникам дверей, особенно же по
разбивке и отделке плафонов, отча- Дача Безобразовых Жерновка. Южный фасад. Фото П.С. Радецкого. 1910-е гг.
сти даже по архитектуре беседки-при-
стани, по башенкам можно было бы вобережного притока – реки Оккер- что господский дом мызы Оккервиль
отнести это творение Кваренги. Од- виль. Два флигеля, расположенные строился А.А. Полторацкой, а архи-
нако широкая расстановка коринф- вдоль берегов, соединяет двусветная тектором был Н.А. Львов, является
ских колонн, не особенно любимых ротонда с невысоким куполом. В от- ошибочным [12, с. 115–116]. Источни-
Кваренги, спокойные глади стен, окна ношении наружного объемно-плани- ки свидетельствуют о том, что Полто-
без наличников, ниши – напоминают ровочного решения дом сохранился рацкая 4 мая 1791 г. купила мызу с уже
отчасти другого зодчего, творца Пав- в объемах перестройки 1840-х гг. (над- существующим господским домом
ловска – Чарльза Камерона. Наконец, стройка купола над залом-ротондой у надворного советника Г.Г. Донауро-
нельзя поручиться, что автором не мо- для устройства часовни). ва [13, л. 4–5].
жет быть Старов или даже Фельтен, Надо признать, что поддержан- Существует предание, что перво-
хотя последнее менее всего вероят- ное нами ранее предположение о том, начально это был загородный увесе-
но…» [9, с. 40].
Одной из версий об авторстве уса-
дебного дома является предположе-
ние об авторстве Н.А. Львова. Его
приводит А.В. Татаринов, ссылаясь
на атрибуцию А. Липмана [10, с. 388–
389]. Этой версии придерживалась и
А.Б. Никитина [11], однако доводы не
являются убедительными и не подкре-
плены документально.
Есть основания полагать, что
и Жерновка, и Уткина дача задумыва-
лись как единый усадебный комплекс,
связанный с кратковременным пребы-
ванием членов императорской фамилии
или других высокопоставленных лиц.
В связи с этим вполне вероятной выгля-
дит причастность к проектированию
этих домов придворного архитектора
Джакомо Кваренги.
* * *
Перейдем к рассмотрению уса-
дебного дома Уткиной дачи (мызы
Оккервиль). Небольшой каменный
двухэтажный дом (Уткин проспект, 2)
находится при впадении в Охту ее ле- Уткина дача. Фото Н.Г. Матвеева. Фотоархив ИИМК РАН. До 1914 г.
31