Page 33 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 33

КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН


           выполнить  по  проектам  Кваренги  со-
           трудничавшие с ним художники-деко-
           раторы  Антонио  делла  Джакомо  или
           Карло Скотти.
             На  северной  стене  гостиной  дома
           в Жерновке была изображена роспись
           «Вид Гатчинского дворца со стороны
           Длинного острова» Семена Щедрина.
           С.Ф.  Щедрину  принадлежали  роспи-
           си  и  в  имении  Безбородко  Стольное
           (архитектор  Дж.  Кваренги),  где  на
           стене  дворца  был  изображен  с  не-
           большими  изменениями  тот  же  вид
           Гатчинского  дворца.  Использование
           пейзажных панно, являющихся неотъ-
           емлемой частью декоративного ансам-
           бля помещения, было характерно для
           Кваренги [8, с. 28, 29, 31].
             Уместно  привести  рассуждения  на
           тему авторства архитектора Н.Е. Лан-
           сере, посетившего Жерновку в 1924  г.:
           «По внутренней отделке, по изящным
           наличникам  дверей,  особенно  же  по
           разбивке  и  отделке  плафонов,  отча-  Дача Безобразовых Жерновка. Южный фасад. Фото П.С. Радецкого. 1910-е гг.
           сти даже по архитектуре беседки-при-
           стани,  по  башенкам  можно  было  бы   вобережного  притока  –  реки  Оккер-  что господский дом мызы Оккервиль
           отнести  это  творение  Кваренги.  Од-  виль.  Два  флигеля,  расположенные   строился  А.А.  Полторацкой,  а  архи-
           нако  широкая  расстановка  коринф-  вдоль  берегов,  соединяет  двусветная   тектором  был  Н.А.  Львов,  является
           ских  колонн,  не  особенно  любимых   ротонда  с  невысоким  куполом.  В  от-  ошибочным [12, с. 115–116]. Источни-
           Кваренги, спокойные глади стен, окна   ношении  наружного  объемно-плани-  ки свидетельствуют о том, что Полто-
           без  наличников,  ниши  –  напоминают   ровочного  решения  дом  сохранился   рацкая 4 мая 1791 г. купила мызу с  уже
           отчасти  другого  зодчего,  творца  Пав-  в объемах перестройки 1840-х гг. (над-  существующим  господским  домом
           ловска – Чарльза Камерона. Наконец,   стройка  купола  над  залом-ротондой   у  надворного советника Г.Г. Донауро-
           нельзя поручиться, что автором не мо-  для устройства часовни).          ва [13, л. 4–5].
           жет  быть  Старов  или  даже  Фельтен,     Надо  признать,  что  поддержан-  Существует  предание,  что  перво-
           хотя  последнее  менее  всего  вероят-  ное нами ранее предположение о том,   начально  это  был  загородный  увесе-
           но…» [9, с. 40].
             Одной  из  версий  об  авторстве  уса-
           дебного  дома  является  предположе-
           ние  об  авторстве  Н.А.  Львова.  Его
           приводит  А.В.  Татаринов,  ссылаясь
           на атрибуцию А. Липмана [10, с. 388–
           389].  Этой  версии  придерживалась  и
           А.Б. Никитина [11], однако доводы не
           являются убедительными и не подкре-
           плены документально.
             Есть   основания   полагать,   что
           и Жерновка, и Уткина дача задумыва-
           лись  как  единый  усадебный  комплекс,
           связанный  с  кратковременным  пребы-
           ванием членов императорской фамилии
           или  других  высокопоставленных  лиц.
           В связи с этим вполне вероятной выгля-
           дит  причастность  к  проектированию
           этих  домов  придворного  архитектора
           Джакомо Кваренги.

                          * * *
             Перейдем  к  рассмотрению  уса-
           дебного  дома  Уткиной  дачи  (мызы
           Оккервиль).  Небольшой  каменный
           двухэтажный дом (Уткин проспект,  2)
           находится при впадении в Охту ее ле-  Уткина дача. Фото Н.Г. Матвеева. Фотоархив ИИМК РАН. До 1914 г.


                                                                                                                  31
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38