Page 34 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 34

КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН













                                                                не  обнаружено.   частности  к  строительству  Уткиной
                                                                Некие  характе-   дачи. Это не уникальные приемы: на-
                                                                ристики усадьбы   пример,  двойной  купол  использовали
                                                                приводятся  при   в  своем  творчестве  и  Львов,  и  Ква-
                                                                попытке  ее  про-  ренги...  Вообще,  трудно  представить,
                                                                дажи  в  1814  г.   чтобы купол был разобран Шаховской
                                                                и  в  документах   в  1830-х  гг.  для  устройства  бельведе-
                                                                продажи  1828  г.   ра, изображенного на картине Дейера.
                                                                Но  там  нет  опи-  А  вот  устройство  вместо  существую-
          «Окорвель – вечер 9 ноября 1840 г. Рисовал с натуры П.А. Дейер».   сания   усадеб-  щего бельведера купола над домашней
          Государственный музей истории Санкт-Петербурга.       ного  дома:  он   молельней после смерти единственной
          Копия с иллюстрации                                   значится    как   дочери вполне объяснимо!
                                                                «каменный    го-    Об  авторстве  охтинских  усадеб
          лительный  дворец  Екатерины  II,  как   сподский дом» [14].            писал  В.Я.  Курбатов:  «Из  частных
          и  дворец  в  Жерновке.  Предание,  воз-  Нет  оснований  считать,  что  башен-  домов,  строенных  Гваренги,  кроме
          можно, имеет под собой основание: оба   ка-бельведер  появилась  при  З.П.  Ша-  выше упомянутых,  не  сохранилось  ни-
          усадебных дома появились в екатери-  ховской.  В  архивных  материалах   чего, а было их немало… Замечательная
          нинские  времена,  оба  принадлежали   есть  упоминания  о  менее  значитель-  Уткина дача на Охте с  угловым балко-
          одному хозяину из придворного круга   ных работах в имении в 1830-х гг., но   ном-ротондою, плоским куполом и низ-
          Донауровых [4, с. 160].             о  «превращении»  купола  в  башенку   кой галереей, охватывающей двор, так
            Учитывая  придворное  окружение   сведений  нет.  А  вот  причина  появле-  же  близка  к  классическому  типу,  как
          Донаурова,  не  частное  назначение   ния невысокого купола над усадебным   и  бывший  дворец  на  станции  Ржевка
          дома  (он  предназначался,  скорее,  для   домом вполне ясна. Он был сооружен   и дворец в селе Александровском – те-
          краткосрочного  пребывания  знати),   в 1840-х гг., когда княгиня Шаховская   перь трактир Бережки» [18, с. 31]. (Под
          логичным  представляется  обращение   устраивала  часовню  в  память  о  сво-  «дворцом на Ржевке» он подразумевал
          для эскизного проектирования к при-  ей  малолетней  дочери,  княжне  Вере,   Жерновку.)
          дворному  архитектору  Дж.  Кваренги,   скончавшейся  в  1838  г.  Архивные  до-  Росписи   зала-ротонды   Уткиной
          имевшему  отношение  к  проектирова-  кументы содержат сведения о большом   дачи относят к кисти одного из Скот-
          нию Жерновки.                       количестве  икон  и  церковной  утва-  ти  (Карло  или  Джозуэ),  с  которыми
            К  размышлению  над  проблемой    ри,  которые  были  в  домовой  молель-  работал Кваренги. Об этом, в частно-
          авторства  уместно  привлечь  иконо-  не [15, л. 14–38].                сти,  писал  архитектор  Н.И.  Постни-
          графический  материал  –  самое  ран-  Часовня размещалась в помещении   ков, побывавший на даче 29 мая 1920  г.
          нее  изображение  усадьбы.  Это  «пи-  над ротондой, через которое осущест-  Согласно  проведенному  им  обследо-
          санное  с  натуры»  изображение  мызы   влялся  подъем  на  площадку-бельве-  ванию,  во  внутренних  помещениях
          Оккервиль  П.А.  Дейера  (1840  г.,  Го-  дер. В нее можно было попасть со вто-  к тому времени сохранилась «роспись
          сударственный  музей  истории  Санкт-  рого  этажа  по  лестнице,  показанной   (Д. Скотти) стен и плафонов круглого
          Петербурга),  на  котором  над  усадеб-  на чертежах 1880 г., выполненных при   зала...» [19].
          ным домом вместо купола запечатлена   приспособлении здания к использова-  Члены  комиссии  под  председа-
          площадка-бельведер  с  круглой  узкой   нию  Малоохтинской  больницей.  Пла-  тельством  главного  архитектора  Го-
          башенкой и винтовой лестницей. Туда   фон зала-ротонды был плоским и  рас-  сударственной  инспекции  по  охране
          можно  было  подняться  со  второго   полагался  примерно  в  уровне  верха   памятников Ленинграда Н.Н. Белехо-
          этажа  через  помещение  над  ротондой   окон второго этажа [16].       ва, обследовавшей состояние дачи по-
          с высокорасположенными окнами, где    С  изображением  мызы  Оккервиль   сле  снятия  блокады,  в  1944  г.  видели
          позже была устроена часовня.        П.А.  Дейера  и  появлением  купола   объект  таким:  «Здание  дачи  в  плане
            Очевидно, так выглядел усадебный   только  в  1840-х  гг.  не  согласуется   Г-образной формы, в центре имеет ро-
          дом  и  первоначально,  когда  в  конце   предположение  о  наличии  двойного   тонду  с  четырьмя  колоннами  тоскан-
          1780-х  гг.  его  строил  Г.Г.  Донауров.   купола  над  залом-ротондой  (ниж-  ского  ордена  с  балюстрадой.  Венчаю-
          Башенка-бельведер,  как  акцент,  кос-  него  с  проемом  и  верхнего,  осве-  щий карниз с модульонами и сложным
          венно  ассоциируется  с  башенками   щаемого  из  высокорасположенных   лепным орнаментом по фризу. В цен-
          дома  и  ворот  усадьбы  Жерновка,   окон) [17, с. 77–96].              тре здания круглое зало с богатым леп-
          а  также  павильоном-пристанью,  по-  Ассоциации с творческим почерком   ным фризом. Здание служб построено
          строенным по проекту Кваренги в се-  Львова – использование ротонды при   по дуге, на концах заканчивается дву-
          редине 1790-х гг.                   застройке  угловых  участков,  а  также   мя  квадратными  павильонами  в  пла-
            Документов  о  перестройке  дома   двойного  купола  –  не  могут  служить   не». При этом специалисты отмечали,
          Полторацкой после его приобретения   аргументом при определении его при-  что здание выстроено в конце XVIII в.,


          32
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39