Page 37 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 37
КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
* * * ным в поисках подходящего завершения рят, одна упала сама, а другую, зацепив
Как ни странно, у пилонов с улицы Триумфальных пилонов. тросом, сдернули охотники за цветными
Коммуны есть вполне определенный Согласно проекту 1950 г., строитель- металлами. Остальная часть памятника
прообраз. В 1945 г. была возведена вре- ство пилонов должно было стать цен- так или иначе тоже требовала внимания
менная Триумфальная арка в Автово, тральной частью оформления небольшой специалистов: на бронзовых деталях
которая предназначалась для встречи площади, образованной пересечением и гранитной плитке появились много-
воинов-победителей. Авторы арки – ар- Отечественной улицы с улицей Комму- численные трещины и зазоры.
хитектор В.А. Каменский и скульптор ны. Планировалась высадка тополиной В таком состоянии пилоны пребывали
Г.Ф. Ветютнев – спроектировали ее аллеи, за которой шел ряд кустов акаций, вплоть до начала ХХI в. Решение приве-
буквально за один день, а рабочие-стро- заканчивающийся обустройством газо- сти в порядок и вернуть им исторический
ители Кировского завода и судостро- нов. По четырем углам площади хотели облик было принято в рамках 60-летне-
ительного завода имени А.А. Жданова разместить 7-метровые прожекторы, го юбилея со Дня Победы в 2005 г. Тогда
возвели объект всего за неделю. главной задачей которых было подсвечи- же пилоны были выявлены КГИОП как
Восьмого июля 1945 г. через арку вание пилонов в темное время суток. Та- объект культурного наследия региональ-
в город вошли бойцы 45-й стрелковой ким образом, подразумевалось создание ного значения.
дивизии. Арка Победы была выполнена площади, которая являла бы собой тор- В 2005–2006 гг. пилоны отреставри-
из таких недолговечных материалов, как жественный въезд в Ленинград. К сожа- ровали, с барельефов Сталина сняли
гипс и дерево, и имела гипсовые оваль- лению, этому проекту не суждено было ржавые щиты, на ядра вновь водрузили
ные медальоны с барельефным портре- сбыться. Единственное, что удалось реа- звезды в дубовых венках, которые по это-
том профилей Ленина и Сталина, – та- лизовать из общего замысла, – это Три- му случаю заново отлили. В конце кон-
кие же, как те, что сейчас украшают умфальные пилоны. цов пилоны обрели первоначальный вид
Триумфальные пилоны, только литые. * * * и вернули себе право называться Триум-
Разработкой проекта в 1949 г. зани- «Пилоны на Пороховых» (ныне это фальными.
малась мастерская № 4 «Ленпроекта»: территория муниципального округа По сей день Триумфальные пилоны
молодой архитектор Валерия Яковлевна Ржевка), как их еще называли, появились остаются своеобразной точкой притя-
Душечкина и опытнейший скульптор- на закате сталинской эпохи. Процесс жения: здесь назначают встречи, отсю-
модельщик Александр Евстафьевич десталинизации, который развернулся да стартуют пешеходные экскурсии по
Громов. Это сооружение стало самым в стране после XX съезда КПСС в февра- улице Коммуны и Ржевскому лесопарку.
ярким произведением Душечкиной. Тем ле 1956 г., не прошел мимо Триумфаль- А летом 2021 г. пилоны, о которых в рам-
временем ее партнер по проекту Громов ных пилонов. На рубеже 1950–1960-х гг. ках проекта «Наследие окраин» была
на момент работы над пилонами уже овальные медальоны с барельефным прочитана лекция на площадке библио-
успел зарекомендовать себя как специ- портретом Иосифа Виссарионовича за- теки «Ржевская», помогли определить-
алист высокого уровня: по его рисункам крыли металлическими щитами. Затем ся с профессией и будущим местом ра-
в 1924 г. было выполнено первое объем- о памятнике и вовсе забыли, он из года боты студентке Санкт-Петербургского
ное изображение герба Советского Сою- в год ветшал и приходил в аварийное со- института культуры. Сегодня эта де-
за. Триумфальные пилоны также носят стояние. вушка является сотрудником сектора
звезды, отлитые по рисункам Громова. В 1990-х гг., после распада СССР, пило- краеведческих проектов и продолжает
Трудно представить, но Триумфаль- ны и вовсе утратили былое великолепие: исследование советского архитектурно-
ные пилоны и место их расположения исчезли обе пятиконечные звезды. Гово- го наследия.
могли иметь совершенно другой вид.
Существовало как минимум три вариа-
ции навершия. Два из них были спроек-
тированы в 1949 г. и представляли собой
размышления на тему архитектуры Пе-
тербурга – Ленинграда. В первом слу-
чае навершие было в виде колокольни
Петропавловского собора с пятиконеч-
ной звездой вместо ангела, держащего
крест, в обрамлении дубового венка. Во
втором – навершие было в виде башни
Адмиралтейства, также с пятиконеч-
ной звездой, обрамленной дубовыми
листьями вместо символа Петербурга –
кораблика.
Оба проекта достаточно интересны,
но в практическом смысле силуэты этих
наверший были слишком перегружены.
Требовалось нечто простое и легкое,
способное разбавить нависающую мас-
сивность каменных столбов. Решение
нашлось в 1950 г. Именно тогда был соз-
дан проект пятиконечной звезды в ду-
бовом венке, который стал окончатель-
35