Page 37 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 37

КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН


                          * * *                ным в поисках подходящего завершения   рят,  одна  упала  сама,  а  другую,  зацепив
             Как  ни  странно,  у  пилонов  с  улицы   Триумфальных пилонов.        тросом, сдернули охотники за цветными
           Коммуны  есть  вполне  определенный    Согласно  проекту  1950  г.,  строитель-  металлами.  Остальная  часть  памятника
           прообраз. В 1945 г. была возведена вре-  ство  пилонов  должно  было  стать  цен-  так или иначе тоже требовала внимания
           менная  Триумфальная  арка  в  Автово,   тральной частью оформления небольшой   специалистов:  на  бронзовых  деталях
           которая  предназначалась  для  встречи   площади,  образованной  пересечением   и  гранитной  плитке  появились  много-
           воинов-победителей. Авторы арки – ар-  Отечественной  улицы  с  улицей  Комму-  численные трещины и зазоры.
           хитектор  В.А.  Каменский  и  скульптор   ны.  Планировалась  высадка  тополиной   В таком состоянии пилоны пребывали
           Г.Ф.  Ветютнев  –  спроектировали  ее   аллеи, за которой шел ряд кустов акаций,   вплоть до начала ХХI в. Решение приве-
           буквально за один день, а рабочие-стро-  заканчивающийся  обустройством  газо-  сти в порядок и вернуть им исторический
           ители  Кировского  завода  и  судостро-  нов. По четырем углам площади хотели   облик было принято в рамках 60-летне-
           ительного  завода  имени  А.А.  Жданова   разместить   7-метровые   прожекторы,   го юбилея со Дня Победы в 2005 г. Тогда
           возвели объект всего за неделю.     главной задачей которых было подсвечи-  же пилоны были выявлены КГИОП как
             Восьмого  июля  1945  г.  через  арку   вание пилонов в темное время суток. Та-  объект культурного наследия региональ-
           в  город  вошли  бойцы  45-й  стрелковой   ким  образом,  подразумевалось  создание   ного значения.
           дивизии. Арка Победы была выполнена   площади, которая являла бы собой тор-  В  2005–2006  гг.  пилоны  отреставри-
           из таких недолговечных материалов, как   жественный въезд в Ленинград. К сожа-  ровали,  с  барельефов  Сталина  сняли
           гипс и дерево, и имела гипсовые оваль-  лению,  этому  проекту  не  суждено  было   ржавые щиты, на ядра вновь водрузили
           ные медальоны с барельефным портре-  сбыться. Единственное, что удалось реа-  звезды в дубовых венках, которые по это-
           том профилей Ленина и Сталина,  – та-  лизовать из общего замысла, – это Три-  му случаю заново отлили. В конце кон-
           кие  же,  как  те,  что  сейчас  украшают   умфальные пилоны.            цов пилоны обрели первоначальный вид
           Триумфальные пилоны, только литые.                 * * *                 и вернули себе право называться Триум-
             Разработкой  проекта  в  1949  г.  зани-  «Пилоны  на  Пороховых»  (ныне  это   фальными.
           малась  мастерская  №  4  «Ленпроекта»:   территория   муниципального   округа   По  сей  день  Триумфальные  пилоны
           молодой архитектор Валерия Яковлевна   Ржевка), как их еще называли, появились   остаются  своеобразной  точкой  притя-
           Душечкина  и  опытнейший  скульптор-  на  закате  сталинской  эпохи.  Процесс   жения:  здесь  назначают  встречи,  отсю-
           модельщик   Александр   Евстафьевич   десталинизации,  который  развернулся   да  стартуют  пешеходные  экскурсии  по
           Громов.  Это  сооружение  стало  самым   в стране после XX съезда КПСС в февра-  улице Коммуны и Ржевскому лесопарку.
           ярким произведением Душечкиной. Тем   ле 1956 г., не прошел мимо Триумфаль-  А летом 2021 г. пилоны, о которых в рам-
           временем ее партнер по проекту Громов   ных пилонов. На рубеже 1950–1960-х гг.   ках  проекта  «Наследие  окраин»  была
           на  момент  работы  над  пилонами  уже   овальные  медальоны  с  барельефным   прочитана лекция на площадке библио-
           успел зарекомендовать себя как специ-  портретом  Иосифа  Виссарионовича  за-  теки  «Ржевская»,  помогли  определить-
           алист высокого уровня: по его рисункам   крыли  металлическими  щитами.  Затем   ся с профессией и будущим местом ра-
           в 1924 г. было выполнено первое объем-  о памятнике и вовсе забыли, он из года   боты  студентке  Санкт-Петербургского
           ное изображение герба Советского Сою-  в год ветшал и приходил в аварийное со-  института  культуры.  Сегодня  эта  де-
           за. Триумфальные пилоны также носят   стояние.                           вушка  является  сотрудником  сектора
           звезды, отлитые по рисункам Громова.   В 1990-х гг., после распада СССР, пило-  краеведческих  проектов  и  продолжает
             Трудно  представить,  но  Триумфаль-  ны и вовсе утратили былое великолепие:   исследование советского архитектурно-
           ные  пилоны  и  место  их  расположения   исчезли  обе  пятиконечные  звезды.  Гово-  го наследия.
           могли  иметь  совершенно  другой  вид.
           Существовало как минимум три вариа-
           ции навершия. Два из них были спроек-
           тированы в 1949 г. и представляли собой
           размышления на тему архитектуры Пе-
           тербурга  –  Ленинграда.  В  первом  слу-
           чае  навершие  было  в  виде  колокольни
           Петропавловского  собора  с  пятиконеч-
           ной  звездой  вместо  ангела,  держащего
           крест, в обрамлении дубового венка. Во
           втором – навершие было в виде башни
           Адмиралтейства,  также  с  пятиконеч-
           ной  звездой,  обрамленной  дубовыми
           листьями вместо символа Петербурга –
           кораблика.
             Оба  проекта  достаточно  интересны,
           но в практическом смысле силуэты этих
           наверший были слишком перегружены.
           Требовалось  нечто  простое  и  легкое,
           способное  разбавить  нависающую  мас-
           сивность  каменных  столбов.  Решение
           нашлось в 1950 г. Именно тогда был соз-
           дан  проект  пятиконечной  звезды  в  ду-
           бовом венке, который стал окончатель-


                                                                                                                  35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42