Page 35 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 35
КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
а автор постройки, предположительно, чии проектных чертежей. Несмотря высокопоставленных лиц. Это дела-
Кваренги [20, л. 4]. на их отсутствие, а также позднее об- ет понятным и определенное участие
Есть еще одно мнение об авторстве ращение исследователей к проблеме в проектировании придворного архи-
Уткиной дачи, но оно вряд ли имеет (начало XX в.), многолетнее изуче- тектора Кваренги.
под собой веские основания. Четверто- ние охтинских усадеб автором насто- Учитывая большую занятость Ква-
го февраля 1919 г. дачу с целью обсле- ящей статьи позволяет считать, что ренги и традиции строительной прак-
дования церкви Святого Николая Чу- в полном объеме проектных чертежей тики, когда архитектор сотрудничал
дотворца посетил архитектор О. Витте. обоих усадебных домов, имеющих ко с одними и теми же артелями, допу-
Вот что он писал: «…дача сама очень времени строительства одного хозяи- стимо, что были созданы лишь эскизы,
интересна. Ампирное угловое здание на – Г.Г. Донаурова, и не существовало, достаточные для опытного подрядчи-
с колоннами и плоским куполом, а так- а к эскизному проектированию обеих ка. Не исключено, что были использо-
же надворный флигель очень красивы, усадеб имел отношение придворный ваны фрагменты типовых проектов из
хотя сильно пострадали от времени. По архитектор Дж. Кваренги. альбомов Кваренги. Возможно, что-то
наружной архитектуре и по остаткам Приближенность Донауровых к Ве- будет еще обнаружено, как уже упо-
внутри (в круглом зале под часовней ликокняжескому и Императорскому мянутый эскиз дома в Жерновке, най-
и в другом помещении в конюшнях, дворам, документальный контекст денный В. Пилявским. Но это большая
ныне сарае, плафон и в нишах живо- их владений на Охте дают основание удача!
писный орнамент), можно описать ра- полагать, что обе усадьбы первона- Нет проектных чертежей не только
ботою Воронихина» [21, л. 2]. чально задумывались как единый ком- Жерновки и Уткиной дачи, но и ряда
* * * плекс, связанный с возможным кра- других объектов культурного наследия,
С полной уверенностью говорить тковременным пребыванием членов что требует в каждом отдельном случае
об авторстве можно только при нали- императорской фамилии или других дальнейшего поиска и изучения.
Список использованных источников:
1. Кульбака Н.Э. История дворянского рода Донауровых. – Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К.Ю. Лаппо-
М. : Старая Басманная, 2013. – 182 с. – URL : http:// Данилевского. Перечень архитектурных работ Н.А. Львова,
www.academia.edu (дата обращения: 02.2020). А.В. Татаринова. – Кёльн ; Веймар ; Вена : Бёлау ; Санкт-
2. Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на Петербург : Пушкинский Дом ; РХГИ ; Акрополь, 1994. – 422 с.
лето от Рождества Христова. 1789. – СПб : Импера- 12. Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н.А. Львова. –
торская академия наук, 1789. Санкт-Петербург : Дмитрий Булавин, 2006. – 532 с.
3. Русская старина. Ежемесячное историческое издание. 13. Столбова Н.П. Охта: старейшая окраина Санкт-
Т. 1. 1870. С. 394–483. Петербурга. – Москва – Санкт-Петербург : Центрпо-
4. Столбова Н.П. Охтинские усадьбы. Дача Безобразовых лиграф, 2008. – 431 с.
«Жерновка», Уткина дача, дача Долгорукова «Салты- 14. Государственный архив Тверской области (ГАТО).
ковка»… История, архитектура и владельцы усадеб со Ф. 103. Оп. 1. Д. 1494.10. Санкт-Петербургские ведомо-
времени их возникновения до сегодняшнего дня. – Мо- сти. Газета. № 46. 1814. № 90. 1828.
сква : Центрполиграф, 2021. – 476 с. 15. Центральный государственный исторический архив
5. Сектор рисунков отдела западноевропейского изобра- Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 268. Оп. 1. Д. 12311.
зительного искусства Государственного Эрмитажа. 16. Российский государственный исторический архив
Ор 13629, Ор 13630. (РГИА). Ф. 768. Оп. 2. Д. 1231.
6. Джакомо Кваренги – Giacomo Quarenghi. Архитек- 17. Цыганков С.Г. Былое и… думы про Уткину дачу (к во-
турная графика. Государственный Эрмитаж. Ката- просу об авторстве усадебного дома Полторацких).
лог выставки. Сост. Н.И. Александрова и др. – Санкт- Культурно-исторический альманах «Фонтанка». № 25.
Петербург : Славия, 1999. – 149 с. 2019. С. 77–96.
7. Пилявский В.И. Джакомо Кваренги. Архитектор. 18. Курбатов В.Я. Петербург: художественно-исторический
Художник. – Ленинград : Стройиздат, 1981. – 212 с. очерк и обзор художественного богатства столицы. –
8. Белявская В.Ф. Росписи русского классицизма / Под ред. Г.Г. Санкт-Петербург : Община Св. Евгении, 1913. – 703 с.
Гримма. – Москва – Ленинград : Искусство, 1940. – 118 с. 19. Архив Комитета Государственной инспекции охраны
9. Лансере Н. Забытая загородная усадьба Жерновка на памятников (Архив КГИОП). Д. 33. П. 267.
Охте // Среди коллекционеров. 1924. № 7–8. С. 36–44. 20. Центральный государственный архив Санкт-
10. Лансере Н. Забытая загородная усадьба Жерновка на Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р 942. Оп. 1. Д. 266.
Охте // Среди коллекционеров. 1924. № 7–8. С. 36–44. 21. Отдел рукописей и документального фонда Государ-
11. Львов Н.А. Избранные сочинения / Предисл. Д.С. Лихачева. ственного Эрмитажа. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1244.
33