Page 56 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 56
К ОЛПИНСКИЙ РАЙОН
Кинотеатр «Пламя». Ранний проект
Сталинский ампир
Сталинский ампир Е.П. СИЗЁНОВ,
краевед
в архитектуре Колпино
Уникальный стиль, образцами Вавилова) возник поселок Победа из Его послевоенным направлением и стал
которого стал целый ряд городских более чем 60 одноэтажных шлакоблоч- сталинский ампир, непосредственно
связанный с победой в Великой Отече-
ных домов. Но этих зданий сейчас уже
зданий, зародился сразу после почти не осталось. Жилые дома, в ос- ственной войне.
Великой Отечественной войны. Его новном сохранившиеся до наших дней, Совокупная определяющая идея
определяющими темами, вопло- стали строить с 1948 г. Основным архи- этого стиля – подвиг советского на-
тектурным стилем в то время был ста-
рода, мирный труд и вера в светлое
щенными как в самом облике до- линский ампир (к слову, тогда он так будущее. В лепнине присутствуют тра-
мов, так и в характерных элементах не назывался, этот термин появился диционные для ампира гирлянды, ма-
декора, стали победа советского в постсоветскую эпоху). скароны, лавровые венки, листья акан-
та и дуба. Их символическое значение
Ампир – стиль империи, возникший
народа над врагом, мирный труд во Франции при Наполеоне. В России утвердилось еще с античных времен.
и вера в светлое будущее. ампир как направление позднего клас- Так, венок из веток и листьев лавра
сицизма получил распространение после символизирует славу, победу и мир.
В 1944 г. город Колпино представлял победы в Оте чественной войне 1812 г. Листья аканта – это греко-римский
собой руины. Практически все частные Крушение империи Наполеона знамено- знак триумфа и преодоления испыта-
деревянные дома сгорели. Что касает- вало выдвижение Российской империи ний. Дубовые листья – символ силы,
ся каменных зданий, то в большинстве на роль самой могущественной державы долголетия и связи с предками. С этим
своем они уцелели, но почти все нужда- материковой Европы. Величие и могуще- соседствует исключительно советская
лись в ремонте. Сразу после освобожде- ство нашей державы выражалось через атрибутика: пятиконечные звезды,
ния от фашистской блокады колпинцы утвердившийся тогда архитектурный профили рабочего и колхозницы, сим-
начали восстановление своего города. стиль. Его отличительной особенно- волы труда и урожая.
В первые послевоенные годы возво- стью было обилие декора (лепнины, ба- * * *
дили в основном шлакоблочные дома рельефов, скульптурных элементов) Проектирование жилых кварталов
и бараки-общежития. Строительство с соответствующей тематикой. в Колпино было поручено мастерской
развернулось на бывших пустырях Во второй половине 1930-х гг. со- института «Ленпроект» под руковод-
и пожарищах вдоль Павловской, Про- ветская архитектура, оставив позади ством Михаила Яковлевича Клименто-
летарской, Западной улиц и возник- весьма интересный эксперимент с кон- ва. Этого архитектора отличало тонкое
шей тогда улице Красных Партизан. структивизмом, пошла по пути освое- чувство городской среды. Ампир в его
Между Стахановской и Пролетарской ния классического наследия. Так воз- исполнении соразмерен масштабам го-
(в районе Ижорской улицы и улицы ник стиль советский неоклассицизм. рода. Строившиеся тогда дома вписы-
54