Page 56 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 56

К ОЛПИНСКИЙ РАЙОН































          Кинотеатр «Пламя». Ранний проект
          Сталинский ампир
          Сталинский ампир                                                                             Е.П. СИЗЁНОВ,
                                                                                                               краевед
          в архитектуре Колпино






          Уникальный  стиль,  образцами       Вавилова)  возник  поселок  Победа  из   Его послевоенным направлением и стал
          которого стал целый ряд городских   более чем 60 одноэтажных шлакоблоч-  сталинский  ампир,  непосредственно
                                                                                  связанный с победой в Великой Отече-
                                              ных домов. Но этих зданий сейчас уже
          зданий,  зародился  сразу  после    почти  не  осталось.  Жилые  дома,  в  ос-  ственной войне.
          Великой Отечественной войны. Его    новном сохранившиеся до наших дней,   Совокупная  определяющая  идея
          определяющими  темами,  вопло-      стали строить с 1948 г. Основным архи-  этого  стиля  –  подвиг  советского  на-
                                              тектурным стилем в то время был ста-
                                                                                  рода,  мирный  труд  и  вера  в  светлое
          щенными  как  в  самом  облике  до-  линский  ампир  (к  слову,  тогда  он  так   будущее. В лепнине присутствуют тра-
          мов, так и в характерных элементах   не  назывался,  этот  термин  появился   диционные  для  ампира  гирлянды,  ма-
          декора,  стали  победа  советского   в постсоветскую эпоху).            скароны, лавровые венки, листья акан-
                                                                                  та и дуба. Их символическое значение
                                                Ампир  –  стиль  империи,  возникший
          народа  над  врагом,  мирный  труд   во  Франции  при  Наполеоне.  В  России   утвердилось  еще  с  античных  времен.
          и вера в светлое будущее.           ампир  как  направление  позднего  клас-  Так,  венок  из  веток  и  листьев  лавра
                                              сицизма получил распространение после   символизирует  славу,  победу  и  мир.
            В 1944 г. город Колпино представлял   победы  в  Оте чественной  войне  1812  г.   Листья  аканта  –  это  греко-римский
          собой руины. Практически все частные   Крушение империи Наполеона знамено-  знак  триумфа  и  преодоления  испыта-
          деревянные  дома  сгорели.  Что  касает-  вало  выдвижение  Российской  империи   ний.  Дубовые  листья  –  символ  силы,
          ся каменных зданий, то в большинстве   на роль самой могущественной державы   долголетия и связи с предками. С этим
          своем они уцелели, но почти все нужда-  материковой Европы. Величие и могуще-  соседствует  исключительно  советская
          лись в ремонте. Сразу после освобожде-  ство нашей державы выражалось через   атрибутика:   пятиконечные   звезды,
          ния от фашистской блокады колпинцы   утвердившийся  тогда  архитектурный   профили рабочего и  колхозницы, сим-
          начали восстановление своего города.  стиль.  Его  отличительной  особенно-  волы труда и урожая.
            В первые послевоенные годы возво-  стью было обилие декора (лепнины, ба-            * * *
          дили  в  основном  шлакоблочные  дома   рельефов,  скульптурных  элементов)   Проектирование  жилых  кварталов
          и  бараки-общежития.  Строительство   с соответствующей тематикой.      в  Колпино  было  поручено  мастерской
          развернулось  на  бывших  пустырях    Во  второй  половине  1930-х  гг.  со-  института  «Ленпроект»  под  руковод-
          и  пожарищах  вдоль  Павловской,  Про-  ветская  архитектура,  оставив  позади   ством  Михаила  Яковлевича  Клименто-
          летарской,  Западной  улиц  и  возник-  весьма интересный эксперимент с кон-  ва.  Этого  архитектора  отличало  тонкое
          шей  тогда  улице  Красных  Партизан.   структивизмом,  пошла  по  пути  освое-  чувство  городской  среды.  Ампир  в  его
          Между  Стахановской  и  Пролетарской   ния  классического  наследия.  Так  воз-  исполнении  соразмерен  масштабам  го-
          (в  районе  Ижорской  улицы  и  улицы   ник  стиль  советский  неоклассицизм.   рода.  Строившиеся  тогда  дома  вписы-


          54
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61