Page 61 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 61
К ОЛПИНСКИЙ РАЙОН
но полное восстановление всех про-
изводственных, транспортных, жилых
и культурно-бытовых объектов, раз-
рушенных за годы Отечественной вой-
ны. Вместе с этим, к первоочередным
работам отнесена значительная доля
перспективной программы нового
строительства» [3, л. 37].
К упомянутым первоочередным ра-
ботам отнесли: полное восстановление
градообразующего для Колпино Ижор-
ского завода с доведением его произ-
водительности до довоенного уров-
ня, восстановление и реконструкцию
кирпичного завода «Победа», строи-
тельство двух новых заводов – лесо- Сталеплавильный цех № 10. 1990 г.
пильного и шлакобетонных камней.
Из других задач этого периода стоит лись в строй остальные семь мартенов- Приведем отрывок из решения
отметить строительство нового вокза- ских печей обоих сталеплавильных це- о сверхурочных работах в начале
ла и восстановление железнодорожной хов предприятия. 1949 г.: «Рассмотрев представленную
ветки в город Пушкин (где проживали От здания цеха № 7 остались толь- заявку на производство сверхурочных
и работники Ижорского завода). ко северная и западная стены. Нужно работ, заседание заводского комитета
В 1944 г. по распоряжению ГКО было, разобрав завалы, забетонировать считает возможным ходатайствовать
в Колпино была направлена группа полы, возвести недостающие стены перед Обкомом союза рабочих судо-
строителей из 400 человек. Они пред- и потом монтировать возвращавшееся строения о разрешении в январе месяце
ставляли организацию «Моспром- из эвакуации оборудование. Первую 1949 года израсходовать 16 250 сверх-
строй», эвакуированную в Омск, продукцию цех произвел еще до воз- урочных часов на проведение подго-
и составили костяк особого строитель- ведения крыши. В 1944 г. возобновили товки производства освоения новых
но-монтажного управления № 5, на работу сортопрокатный цех № 12 и ме- срочных правительственных заказов
базе которого впоследствии был создан ханосборочный № 6, в 1946-м – терми- по особо важным объектам, согласно
трест № 35 «Ижорстрой». Специали- ческий № 15 и листопрокатный № 11, приказу министра, а также проведение
сты восстанавливали заводские цеха в 1947-м – первая очередь механосбо- внеплановых ремонтов основных агре-
и городские кварталы. В 1944–1945 гг. рочного № 2. В сентябре 1945 г. в стенах гатов и электрохозяйства в горячих
было засыпано 1637 воронок и ям, вы- родного завода вновь заработал трубо- цехах завода и других работ, не могу-
везено 11 000 кубометров строительно- прокатный стан «Штифель», эвакуи-
го мусора, на бульварах и в садах вы- рованный на период блокады на завод
сажено 19 000 деревьев и кустарников. «Центролит» (Ленинград). К 1954 г.
К концу 1945 г. замостили булыжни- восстановили кузнечно-прессовый цех
ком две важные магистрали: ведущую № 9. В марте 1952-го ввели в эксплу-
к Московскому шоссе главную улицу атацию теплоэлектроцентраль Ижор-
города – проспект Ленина и распо- ского завода, в ноябре ее подключили
ложенную рядом с железнодорожной к системе «Ленэнерго» [4, с. 3–5, 8, 9].
станцией улицу Труда [1, с. 111]. * * *
Партийные и государственные ор- Восстанавливать завод и выполнять
ганы власти Ленинграда взяли под производственную программу прихо-
постоянный контроль строительные дилось одновременно. В течение не-
работы на Ижорском заводе. Первы- скольких послевоенных лет заводской
ми восстанавливали мартеновский комитет профсоюза ежемесячно ут-
цех № 10 и механосборочный № 7. До верждал заявки заводоуправления на
вой ны это были основные цеха по про- сверхурочные рабочие часы. Ижорцы,
изводству стали и сборке бронеавто- отстояв смену у станков или отработав
мобилей. Темпы выполненных работ в отделах, шли разбирать завалы, уби-
поражают! Первая восстановленная по- рать мусор, восстанавливать здания
сле блокады мартеновская печь выдала цехов. Это было необходимо также
плавку уже 27 июня 1944 г. В течение из-за дефицита квалифицированных
1944–1951 гг. последовательно вводи- кадров. Цеха завода в 1972 г.
59