Page 59 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 59
К ОЛПИНСКИЙ РАЙОН
башни оформлены белыми пилонами на большого шлакоблочного дома, постро- мастерская Климентова получила зада-
ребрах. Трехчастные окна третьего этажа енного в начале 1930-х и обращенного ние на восстановление и реконструкцию
украшены треугольными сандриками, фасадами на проспект Ленина и улицу здания Зимнего театра. Автором проекта
повторяющимися над окнами третьего Коммуны. Фасад зданий декорирован реконструкции стала Е.Г. Груздева. От-
этажа башни. чередующимися медальонами с серпом метим, что ее более ранняя задумка от-
Следующие три здания (16, 18, 20), и молотом. Венчают оба здания вось- личалась значительной монументально-
соединенные арками, образуют единый мигранные башенки, напоминающие те, стью, однако в проект пришлось внести
ансамбль. Не наделенные характерными что мы видели на домах-близнецах на «облегчающие» изменения. Несмотря
чертами ампира, они скорее соответству- Комсомольском канале, но, в отличие от на это, здание имеет все черты сталин-
ют стилю советского неоклассицизма. них, не угловые. ского ампира. Фасад классической фор-
Центр композиции – четырехэтажный И еще один квартал, в котором пред- мы, оформленный в сочетании желтого
дом 18 – несколько отодвинут от красной ставлен сталинский ампир, образован и белого цветов, декорирован широким
линии и имеет террасу, которая огражде- северной стороной Стахановской улицы фризом с барельефами «Рабочие», «Кол-
на балюстрадой, первоначально оформ- от Ижорской улицы до улицы Вавилова. хозники», «Спортсмены» и «Артисты».
ленной вазонами с цветами. Это шесть зданий, возведенных в 1951– Осенью 1958 г. открылся новый киноте-
Первый этаж занимает детская библи- 1952 гг. Они также напоминают дома атр «Пламя» с двумя залами – последнее
отека; вход в нее в центре здания, и при- привокзального микрорайона. Преоб- в Колпино здание в стиле сталинского
легающие окна имеют полуциркульное ладающее цветовое решение зданий ста- ампира.
завершение. Два верхних этажа отделены линского ампира в Колпино – желтый, Стиль этот сошел на нет вскоре после
от нижних и объединены межоконными светло-зеленый, бежевый и терракота. смерти «вождя народов». Тогда новое со-
пилястрами. Между третьим и четвер- * * * ветское руководство поняло, что для ре-
тым этажами – декоративные розетки. Общественные здания в Колпино шения жилищной проблемы требуется
Фасад завершает широкий профилиро- до середины 1950-х практически не отойти от этого – весьма дорогого – на-
ванный карниз с дентикулами (зубчика- строились. Было лишь возобновлено правления в пользу значительно более
ми). Фланкирующие центральное здание возведение Дворца культуры. Про- дешевого. Начавшаяся кампания по
два трехэтажных дома расположены на ект переработал и строительство вел «борьбе с излишествами» в архитектуре
красной линии. Их фасады скупо укра- А.И. Гегелло – тот же архитектор, ко- означала конец не только сталинского
шены трехчастными окнами, при этом торый в 1930-е гг. вместе с Д.Л. Кри- ампира, но и более скромного советского
в трех окнах третьего этажа центральная чевским и при участии И.Б. Седовой неоклассицизма. Начались поиски ново-
часть выделена порталом. создал изначальный проект. Внесенные го решения для массового жилищного
* * * коррективы позволили удешевить стро- строительства, и в конце 1950-х оно было
Сосредоточением сталинского ампи- ительство. Разрушенную башню обсер- найдено…
ра стали также дома в районе проспекта ватории решили не восстанавливать, В завершение статьи хочется обра-
Ленина между улицами Коммуны и Кар- а отделка стала более скромной. тить внимание на состояние ряда зда-
ла Маркса. Построенные по проектам В декабре 1949 г. была сдана первая ний, о которых речь шла выше. Прежде
В.В. Федотова в 1951–1953 гг., своей очередь ДК, а в конце 1955 г. – значи- всего требуется решение вопроса о на-
архитектурой они напоминают дома тельная часть второй очереди. Это стро- значении здания бывшего кинотеатра
привокзального микрорайона. Фасады ительство вела уже мастерская Климен- «Подвиг». Не эксплуатируемое в тече-
украшают элементы лепнины, широко това, прежде всего Е.Г. Груздева, которая ние нескольких лет и фактически бес-
используемые в классицизме. Помимо также участвовала в разработке довоен- хозное, оно ветшает. Зданию нужен
уже знакомых нам по привокзальному ного проекта. В архитектуре этого здания ответственный хозяин, требуется капи-
микрорайону элементов, есть и те, что следует обратить внимание на колонны тальный ремонт.
там не встречались: факел (улица Коси- при входе: капители выполнены в стиле Тревогу вызывает и состояние дома со
нова, 9) и бомбочки, перевитые лентами коринфского ордера, но включают пяти- шпилем, особенно квадратной балюстра-
и соединенные гирляндой (проспект Ле- конечные звезды. Предполагавшийся по ды. Некоторые здания лишились отдель-
нина, 12). первоначальному проекту театрально- ных элементов (гирлянд, маскаронов,
На пересечении проспекта Ленина концертный зал тогда возводить не стали участков фриза и прочих), которые игра-
и улицы Коммуны – дома-близнецы (ма- (его построили в 1980-е гг. по проекту, ют в данном стиле особую роль. Повреж-
газины, размещавшиеся в них в совет- разработанному в 1930-х). дены вазоны перед детской библиотекой.
ское время, так и называли). Они слов- Проблему культурного досуга кол- Здания эти не имеют охранного статуса,
но оформляют въезд в этот микрорайон. пинцев было призвано решить еще одно хотя часть из них, являясь выдающимися
Дом по нечетной стороне проспекта по- здание – Зимний театр, располагавший- образцами стиля, вправе на это претен-
явился на месте разрушенного дома 10 ся на улице Культуры, на месте бывшей довать. В общем, колпинские краеведы
дореволюционной постройки. Здание народной столовой Ижорского завода. ждут от районных властей и эксплуати-
на противоположной стороне заняло Во время войны зданию был нанесен рующих организаций повышенного вни-
место разрушенного углового подъезда значительный ущерб. В декабре 1953 г. мания к состоянию этих объектов.
57