Page 58 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 58
К ОЛПИНСКИЙ РАЙОН
Дома на Комсомольском канале Стахановская улица
нии венка из листьев лавра. По боковым Развернувшаяся после смерти Стали- ющие ложные круглые окна). На углах
фасадам окна третьего этажа выполнены на «борьба с излишествами» поставила квадратной балюстрады – две пары
в форме порталов, окна первого этажа крест на проекте Климентова. По мне- скульптур. Фигура рабочего симво-
имеют арочные своды. нию архитектора С.П. Одновалова, «если лизирует созидателя и одновременно
С созданием площади улица Труда бы в то время удалось построить и вок- защитника нового мира. Фигура жен-
стала короче и получила изгиб. Тогда зальное здание, то мы сегодня видели бы щины с лавровым венком в руке – это
же появился переулок между улицей ансамбль, соперничающий с вокзальной образ Родины-матери. Автор скульптур
Труда и Комсомольским каналом (изна- площадью в Пушкине…». и барельефов – Г.В. Беляев. Дом со
чально Прямой, канал также назывался * * * шпилем – это не только доминанта все-
Железнодорожным, а в 2010 г. был пере- Продолжая мысленное путешествие го квартала, но и важный архитектур-
именован в Банковский). Создание пло- по привокзальным кварталам, напра- ный символ Колпино.
щади завершилось открытием 22 апреля вимся в сторону Комсомольского кана- На углу канала и Банковского пере-
1957 г. памятника В.И. Ленину работы ла. На углу канала в 1954 г. по проекту улка, напротив идущего под углом съезда
скульптора М.Г. Манизера и архитектора Климентова был возведен дом. Башню с Тверского моста, в 1952 г. были построе-
В.В. Федотова. углового фасада дома венчает шпиль со ны два дома-близнеца. Фасады вдоль ка-
* * * звездой в обрамлении лавровых и ду- нала и переулка соединяются в угловых
Ансамбль привокзальной площади бовых ветвей, символизирующих славу восьмигранных башнях. Четырехэтаж-
проектировался вместе со зданием вок- и мужество. Стены башни украшают ные, с верхним фризом, восьмискатной
зала. Прежнее деревянное сооружение барельефы, повествующие о трудовых крышей и тонким шпилем (к настоящему
было разрушено. Сразу после блокады и ратных подвигах народа (о последних времени утраченным), они возвышаются
в 100 м южнее от него были установле- напоминают также знамена, оформля- над домами. Третий и четвертый этажи
ны две деревянные платформы с залами
ожидания. Вскоре началась разработка
проектов нового здания.
Известен проект архитектора
Л.М. Тверского, выполненный в 1944 г.
в стиле, напоминающем ранний класси-
цизм: одно этажное симметричное русто-
ванное здание с центральным ризалитом,
выделенным пилястрами, а также атти-
ком барочного стиля с надписью «Колпи-
но», звездой и барельефом, под которым
предполагалось разместить часы. Однако
к исполнению он принят не был.
В 1949 г. в мастерской «Ленпроек-
та», возглавляемой М.Я. Климентовым,
был разработан новый проект вокзала,
включавший два кирпичных здания, со-
общающихся тоннелем. Береговое зда-
ние размещалось со стороны площади,
островное – между вторым и третьим
путями (всего путей предполагалось че-
тыре). Также проектировались боковые
павильоны. Развитие станции Колпино,
впрочем, пошло по другому пути: вместо
четырех путей оставили два, а к возведе-
нию вокзального здания не приступали,
сосредоточившись на завершении пло-
щади. Дома на углу Комсомольского канала и Банковского переулка
56