Page 77 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 77
НА СЛЕДИЕ
было пристроено помещение северного
придела, при этом северный прируб за
крыл северовосточную стену восьмери
ка. Над абсидой и северным приделом
поставлены две небольшие главки. Эти
главки поставлены на деревянные круг
лые барабаны и покрыты железом.
С запада относительно восьмерика
главного храма расположена теплая тра
пезная с западным притвором. Восточ
ная часть южного фасада трапезной име
ет прируб, в котором размещен еще один
придел, частично закрывающий южную
и югозападную грани храма.
Трапезная с приделом и притвор по
крыты общей железной двускатной кров
лей с треугольным щипцом на западном
фасаде. Вход в церковь расположен у
северозападного угла северного фасада день по фотографиям жителей села Оше шей церкви, датируются XVI–XVII ве
притвора и оформлен в виде небольшого венское, по фрагменту описи церковного ком, верхний – праотеческий – написан
крыльца. В нескольких метрах от северо имущества церкви Богоявления в дерев известной на севере артелью Богданова
восточного угла Богоявленской церкви не Погост. Карбатовского в XVIII веке.
расположена деревянная колокольня. Самая впечатляющая деталь главного Сложности исследования данного
Колокольня поставлена на белокамен объема – расписанный свод, на котором иконостаса заключаются в том, что верх
ный фундамент и представляет собой все еще сохранились неповрежденные ний ряд икон этого иконостаса хранит
характерный для конца XVIII века тип участки. Эти расписанные «небеса» – от ся в Плесецкой епархии, часть икон из
постройки – восьмерик на четверике. личительная особенность церкви, сочета нижнего ряда находится в ГМО «Худо
У этой церкви поистине сложная и ние искусства и конструкции, живописи жественная культура Русского Севера»,
противоречивая судьба. Изначально это и архитектуры. «Небеса» в церкви Бого часть – в Каргопольском историкокуль
был тройник (две церкви и колокольня), явления отличаются своими размерами, турном и художественном музее, а еще
одна из церквей сгорела, вторая – достра они разделены на 18 сегментов, изобра часть утрачена.
ивалась и перестраивалась. жающих различных святых, архангелов и Культурная ценность иконостаса Бо
Надо отметить неповторимость каж проповедников. В круге, в центре шатра, гоявленской церкви села Ошевенское,
дого деревянного северного, да и не толь изображен Иисус Христос. безусловно, высокая, поэтому исследо
ко, храма, поскольку храм жил вместе с В круглом центральном замке нахо вание его особенностей и воссоздание
людьми, которые перестраивали его в дится изображение Вседержителя визан иконостаса в 3Dмодели может послу
зависимости от своих нужд. Поэтому тийского письма. жить основой для создания проекта его
и внутреннее убранство каждого храма Уникален и иконостас церкви Бого реставрации. Для исследования был
уникально. явления. Он был построен специально использован метод сравнительного ана
Интерьер и вид иконостаса восста для этой церкви, причем иконы нижних лиза, с опорой на похожие иконостасы.
новлен по облику храма на сегодняшний рядов, видимо, перенесенных из сгорев Было рассмотрено три иконостаса –
75