Page 76 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 76
Е.С. КУТУКОВА,
председатель совета Благотворительного фонда сохранения будущего нации, доцент, магистр искусствоведения
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО
ИНТЕРЬЕРА ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ
СЕЛА ОШЕВЕНСКОЕ КАРГОПОЛЬСКОГО РАЙОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Особенную роль в деревянном зодчестве России играет Русский Север даря которым восстановлено множество
(сердцем которого, по мнению автора, заслуженно является Каргополье), памятников деревянного зодчества.
Показателем роли традиции и элемен
который ввиду его культурных, исторических, климатических и географи тов своеобразия может служить интерьер
ческих особенностей сохранил уникальные памятники культуры и искус Богоявленского храма села Ошевенский
ства – свои деревянные храмы, часовни и погосты. Погост Каргопольского района Архангель
ской области. Ранее Ошевенская волость
История развития русского иконостаса обстоятельно прослежена архи состояла из 16 деревень. Сегодня осталось
епископом Димитрием Сперовским, заметившим, что «в ХVI столетии успел семь. В деревне Ошевенский Погост (офи
сложиться тип русского пятиярусного иконостаса, к которому присоеди циальное название Погост, муниципаль
ный округ «Каргопольский»), что располо
нялся иногда целый ряд пядничных икон» и что «перемены в иконостасе в жена в 45 км к северу от города Каргополя,
течение ХVII столетия происходили по большей части в верхних рядах его». на правом берегу реки Чурьеги, сохранился
По словам исследователя, развитие иконографического содержания вы объект культурного наследия федерально
го значения церковь Богоявления с роспи
соких многоярусных иконостасов завершилось к началу ХVIII в., и «к этому сью (деревянная) и колокольней.
же времени успел окончательно сложиться и тот порядок, в котором долж Композиция церкви несимметрична
ны были размещаться священные изображения, входящие в содержание относительно продольной оси. Основной
объем представляет собой двухсветный
иконостасов». Речь идет об общих закономерностях, не исключавших ва «восьмерик от подошвы» с повалом и
риативность, примеры чего составляют довольно длинный перечень. увенчан шатром, который покрыт тесо
вой обшивкой. Полицы шатра имеют
В основе русской архитектуры лежат тектурных и композиционных решений пикообразное завершение. Над шатром
традиции деревянного строительства, в этой области. возвышается луковичная главка на круг
которые не только вдохновлялись на Исследование интерьеров деревян лом барабане. Барабан и главка обшиты
родным искусством, но и значительно ных церквей Каргополья – сложная за лемехом.
влияли на ее развитие, демонстрируя дача, поскольку большая часть из памят С северовостока к восьмерику при
высочайший уровень мастерства. В этом ников не сохранилась. Большой вклад в мыкает низкий шестигранный объем, об
контексте жилые дома, являясь наи восстановление исторического наследия шитый тесом и покрытый железной валь
более частым примером деревянных вносит ГМО «Художественная культура мовой кровлей. Первоначально с востока
конструкций, постоянно эволюциони Русского Севера» и научнореставраци к восьмерику примыкала пятигранная
ровали, служа основой для всех архи онный центр имени И. Грабаря, благо апсида, позднее к северной стене апсиды
74