Page 76 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 76

Е.С. КУТУКОВА,
          председатель совета Благотворительного фонда сохранения будущего нации, доцент, магистр искусствоведения
          ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО


          ИНТЕРЬЕРА ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ



          СЕЛА ОШЕВЕНСКОЕ КАРГОПОЛЬСКОГО РАЙОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ































          Особенную роль в деревянном зодчестве России играет Русский Север       даря которым восстановлено множество
          (сердцем которого, по мнению автора, заслуженно является Каргополье),   памятников деревянного зодчества.
                                                                                    Показателем  роли  традиции  и  элемен­
          который ввиду его культурных, исторических, климатических и географи­   тов  своеобразия  может  служить  интерьер
          ческих особенностей сохранил уникальные памятники культуры и искус­     Богоявленского  храма  села  Ошевенский
          ства – свои деревянные храмы, часовни и погосты.                        Погост Каргопольского района Архангель­
                                                                                  ской  области.  Ранее  Ошевенская  волость
          История  развития  русского  иконостаса  обстоятельно  прослежена  архи­  состояла из 16 деревень. Сегодня осталось
          епископом Димитрием Сперовским, заметившим, что «в ХVI столетии успел   семь. В деревне Ошевенский Погост (офи­
          сложиться тип русского пятиярусного иконостаса, к которому присоеди­    циальное  название  Погост,  муниципаль­
                                                                                  ный округ «Каргопольский»), что  располо­
          нялся иногда целый ряд пядничных икон» и что «перемены в иконостасе в   жена в 45 км к северу от  города Каргополя,
          течение ХVII столетия происходили по большей части в верхних рядах его».   на правом берегу реки Чурьеги, сохранился
          По словам исследователя, развитие иконографического содержания вы­      объект культурного наследия федерально­
                                                                                  го значения церковь Богоявления с роспи­
          соких многоярусных иконостасов завершилось к началу ХVIII в., и «к этому   сью (деревянная) и колокольней.
          же времени успел окончательно сложиться и тот порядок, в котором долж­    Композиция  церкви  несимметрична
          ны были размещаться священные изображения, входящие в содержание        относительно продольной оси. Основной
                                                                                  объем  представляет  собой  двухсветный
          иконостасов». Речь идет об общих закономерностях, не исключавших ва­    «восьмерик  от  подошвы»  с  повалом  и
          риативность, примеры чего составляют довольно длинный перечень.         увенчан  шатром,  который  покрыт  тесо­
                                                                                  вой  обшивкой.  Полицы  шатра  имеют
            В основе русской архитектуры лежат   тектурных и композиционных решений   пикообразное  завершение.  Над  шатром
          традиции  деревянного  строительства,   в этой области.                 возвышается луковичная главка на круг­
          которые  не  только  вдохновлялись  на­  Исследование  интерьеров  деревян­  лом барабане. Барабан и главка обшиты
          родным  искусством,  но  и  значительно   ных  церквей  Каргополья  –  сложная  за­  лемехом.
          влияли  на  ее  развитие,  демонстрируя   дача, поскольку большая часть из памят­  С  северо­востока  к  восьмерику  при­
          высочайший уровень мастерства. В этом   ников не сохранилась. Большой вклад в   мыкает низкий шестигранный объем, об­
          контексте  жилые  дома,  являясь  наи­  восстановление исторического наследия   шитый тесом и покрытый железной валь­
          более  частым  примером  деревянных   вносит ГМО «Художественная культура   мовой кровлей. Первоначально с востока
          конструкций,  постоянно  эволюциони­  Русского  Севера»  и  научно­реставраци­  к  восьмерику  примыкала  пятигранная
          ровали,  служа  основой  для  всех  архи­  онный  центр  имени  И.  Грабаря,  благо­  апсида, позднее к северной стене апсиды


          74
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81