Page 84 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 84

Холст надвратной сени собора с изображением Святого Духа.
                                   В процессе укрепления холста, грунта и красочного слоя

                                                                                  своде храма. Однако увидеть все это мож-
                                                                                  но было только когда храм использовался 
                                                                                  для  церковных  богослужений,  а  также  в 
                                                                                  1990-х годах, когда его посещение входило 
                                                                                  в туристические маршруты. Сегодня цер-
                                                                                  ковь закрыта, лишь в 2024 году возобнов-
                                                                                  лены реставрационные работы на архитек-
                                                                                  турных конструкциях.
                                                                                    Ранее  реставраторы  Вологодской  спе-
                                                                                  циальной  научно-производственной  ма-
                                                                                  стерской  выполняли  полный  комплекс 
                                                                                  консервационно-реставрационных  работ 
                                                                                  на более чем 70 разрушенных иконах ико-
                                                                                  ностаса, содержащего более 127 памятни-
                                                                                  ков  разного  периода  создания.  Частично 
                                                                                  реставрировалась  живопись  XVIII  века 
                                                                                  съемного  неба,  затем  выполнялись  про-
                                                                                  тивоаварийные  работы  на  бревнах  свода. 
                                                                                  Полный  комплекс  реставрационных  ра-
                                                                                  бот выполнен и на живописи портальной 
                                                                                  арки: произведены описание сохранности, 
                                                                                  вычерчивание  картограмм,  расширенная 
                                                                                  фотосъемка.
                                                                                    В  процессе  восстановления  удалось 
                                                                                  выявить  некоторые  приемы  конструкций 
                                                                                  и  оформления  переходной  арки  портала. 
                                                                                  Арка содержит искусно выполненную ро-
                                                                                  спись в виде многоцветного растительного 
                                                                                  орнаментального узора из красного, черно-
          ного пророка в православной вере. Соглас-  обработаны в форме усеченной пики. Шея   го и белого цветов в духе жизнерадостной 
          но архивным данным, на протяжении всей   и глава покрыты лемехом.       народной росписи. Основой под живопись 
          своей истории церковь имела большую по-            * * *                служит  деревянный  брус  сосновой  поро-
          пулярность в народе и считалась главной   Богатым  украшением  многоступенча-  ды, в конструкции – колоды из пяти сег-
          в приходе. Эту роль она играла до 1752 г.,   того  объема  церкви  Ильи  Пророка  явля-  ментов:  два  простой  прямоугольной  фор-
          пока не появился новый кирпичный храм   ется живопись. Сохранилось несколько ее   мы и три прямоугольной формы с легким 
          во имя Покрова Богородицы.          видов:  пятиярусный  иконостас  с  полным   закруглением по краю.
            Как  указывают  архивные  источники,   набором  икон  XVII  века,  расписной  пор-  В   местах   соединений   сегментов 
          «построена  оная  [Ильинская]  церковь  в   тал входной арки в четверик, композиция   (в углах арки) торцы запилены под углом 
          1696  году  при  государе  Петре  1  Алексе-  «Распятие»  в  своде,  работы  конца  XVIII   30  градусов.  Сегменты  соединены  при 
          евиче,  с  благословения  преосвященного   века  на  съемных  холстах  неба  четверика.   помощи внутренних пазов в торцах бру-
          Гавриила  Архиепископа  Вологодского  и   Все  это  дополнено  образом  иконы  «Го-  са,  имеющих  сложную  конструкцию.  На 
          Белозерского,  на  месте  пребывавшей  во   сподь  Вседержитель»,  расположенной  в   двух плоскостях – широкой лицевой и уз-
          имя Покрова Божией Матери, от многоле-
          тия обветшавшей, построена иждивением 
          прихожан,  как  видно  из  благословенной 
          грамоты оного Преосвященного».
            Церковь  Ильи  Пророка  является  ран-
          ним  памятником  культового  строения 
          ярусного  типа  деревянных  церквей,  рас-
          пространенных  в  конце  XVII  –  начале 
          XVIII  века,  при  этом  она  единична  для 
          Белозерска.  Особенности  объемно-про-
          странственного  решения  и  гармоничные 
          пропорции  придают  храму  неповтори-
          мый облик. Памятник представляет собой 
          уникальную  постройку  в  виде  высокого 
          столпообразного храма с удлиненной тра-
          пезной, увенчанного большой луковичной 
          главой на круглой шее. Кроме того, пред-
          ставляют интерес сами конструкции храма 
          и алтарный прируб, вырубленные соответ-
          ственно «в обло» и «в лапу», а также ярусы, 
          крытые  по  скатам  тесом,  концы  которого 
                                                                           Конструкция верхней части сени в виде «плетенки».
          82                                                                         Реставратор О.А. Соколова за работой
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89