Page 85 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 85

Надпрестольная сень.                                     НА СЛЕДИЕ
                                               Реставраторы В.И. Соколов, А.В. Соколов за работой

           кой торцовой – располагается живопись. 
           На ребре лицевой и торцовой частей про-
           гнаны калевки (фигурный профиль бру-
           ска,  получаемый  строганием)  шириной 
           3 см, в виде двойного углубления канавок 
           и ребер.
             По периметру колоды, в средней пра-
           вой  части  тыльной  стороны,  выбран  паз 
           шириной 10 на 10 см, с помощью которо-
           го  выполняется  крепление  к  стене.  Для 
           придания  дополнительной  прочности 
           сегменты  при  сборке  соединяются  с  по-
           мощью  нагелей.  Место  соединения  со 
           стеной  перекрывается  дополнительной 
           отдельной  накладной  планкой  (нащель-
           ником),  которая  крепится  к  брусу  при 
           помощи  паза  в  четверть  и  деревянных 
           прямоугольных нагелей, в некоторых ме-
           стах  –  металлическими  коваными  гвоз-
           дями.  Ширина  планки  –  8  см,  лицевая 
           сторона заовалена, на ней также присут-  Севере. Являясь особым способом выра-  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
           ствует живопись.                    жения, орнамент служит универсальным   1.  Соколова  О.А.  Экспертиза  объектов
               Исследование  выявило  повсеместное   и  многозначительным  художественным   культурного наследия. Выпуск 1. Темперная
           присутствие тонкого и гладкого красочно-  приемом. Он не просто демонстрирует хо-  и масляная живопись. М., 2009. С. 333.
           го слоя, исполненного в технике темперной   роший вкус и индивидуальность мастера,   2. Технический паспорт памятника дере-
           живописи по белому тонкому слою левка-  но  и  выражает  специфику  определенной   вянного зодчества. Архив ГУК «Дирекция по
           са. В процессе выполнения полного цикла   исторической  и  культурной  среды,  сви-  реставрации  и  использованию  памятников
           реставрационных  работ  живопись  укре-  детельствует о характере и манерах пись-  истории и культуры в Вологодской области».
           плена, в местах утрат подведенный рестав-  ма  разного  времени.  В  настоящее  время   3. Севан О.Г. Росписи жилых домов Рус-
           рационный  грунт  тонирован.  Древесина   портал  установлен  в  залах  Белозерского   ского Севера / Ольга Севан. – Москва : Про-
           нижних частей бруса повреждена гнилью.   музея.                          гресс-Традиция, 2007. – 215 с.
           Немало  сложностей  вызвала  реставрация   Знакомство с живописью Вологодской 
           сгнившей древесины: гниль нижней поло-  земли  не  может  ограничиваться  перечис-  4. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревян-
           сти бруса зачищена до основания хорошей   ленными выше произведениями. В статье   ная архитектура Русского Севера: Страни-
           древесины, укреплена и частично заменена   хотелось  также  привлечь  внимание  не   цы истории. – Л. : Стройиздат, 1981.
           путем подведения новой древесины.   только  к  известным  памятникам  Бело-  5. Фехнер М.В. Вологда. – М. : Гострой-
             Живопись  расписной  рамы-портала   зерска,  но  и  к  гораздо  менее  известному   издат, 1958.
           уникальна по исполнению. Подобный ор-  деревянному убранству древних храмов и   6.  Баниге  В.С.  Памятники  деревянного
           намент часто встречается в росписи пря-  их реставрации, еще раз напомнить о важ-  зодчества // Дорогие сердцу места: Путе-
           лок, иконостасных тябл, туесков, саней, а   ности их сохранения и показать красоту и   водитель по Вологде и области. С. 142.
           также в других произведениях народного   своеобразие  иконописного  письма  воло-  7. Вздорнов Г.И. Вологда. Серия. Города-
           творчества, широко распространенных на   годских храмов.                 музеи. Л. : Аврора, 1972. – 131 с.




























           Конструкция алтарной сени с элементами позолоченной резьбы и живописи    Элементы резьбы кронштейнов
                                                                                    до и после удаления загрязнений
                                                                                                                  83
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90