Page 85 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 85
Надпрестольная сень. НА СЛЕДИЕ
Реставраторы В.И. Соколов, А.В. Соколов за работой
кой торцовой – располагается живопись.
На ребре лицевой и торцовой частей про-
гнаны калевки (фигурный профиль бру-
ска, получаемый строганием) шириной
3 см, в виде двойного углубления канавок
и ребер.
По периметру колоды, в средней пра-
вой части тыльной стороны, выбран паз
шириной 10 на 10 см, с помощью которо-
го выполняется крепление к стене. Для
придания дополнительной прочности
сегменты при сборке соединяются с по-
мощью нагелей. Место соединения со
стеной перекрывается дополнительной
отдельной накладной планкой (нащель-
ником), которая крепится к брусу при
помощи паза в четверть и деревянных
прямоугольных нагелей, в некоторых ме-
стах – металлическими коваными гвоз-
дями. Ширина планки – 8 см, лицевая
сторона заовалена, на ней также присут- Севере. Являясь особым способом выра- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ствует живопись. жения, орнамент служит универсальным 1. Соколова О.А. Экспертиза объектов
Исследование выявило повсеместное и многозначительным художественным культурного наследия. Выпуск 1. Темперная
присутствие тонкого и гладкого красочно- приемом. Он не просто демонстрирует хо- и масляная живопись. М., 2009. С. 333.
го слоя, исполненного в технике темперной роший вкус и индивидуальность мастера, 2. Технический паспорт памятника дере-
живописи по белому тонкому слою левка- но и выражает специфику определенной вянного зодчества. Архив ГУК «Дирекция по
са. В процессе выполнения полного цикла исторической и культурной среды, сви- реставрации и использованию памятников
реставрационных работ живопись укре- детельствует о характере и манерах пись- истории и культуры в Вологодской области».
плена, в местах утрат подведенный рестав- ма разного времени. В настоящее время 3. Севан О.Г. Росписи жилых домов Рус-
рационный грунт тонирован. Древесина портал установлен в залах Белозерского ского Севера / Ольга Севан. – Москва : Про-
нижних частей бруса повреждена гнилью. музея. гресс-Традиция, 2007. – 215 с.
Немало сложностей вызвала реставрация Знакомство с живописью Вологодской
сгнившей древесины: гниль нижней поло- земли не может ограничиваться перечис- 4. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревян-
сти бруса зачищена до основания хорошей ленными выше произведениями. В статье ная архитектура Русского Севера: Страни-
древесины, укреплена и частично заменена хотелось также привлечь внимание не цы истории. – Л. : Стройиздат, 1981.
путем подведения новой древесины. только к известным памятникам Бело- 5. Фехнер М.В. Вологда. – М. : Гострой-
Живопись расписной рамы-портала зерска, но и к гораздо менее известному издат, 1958.
уникальна по исполнению. Подобный ор- деревянному убранству древних храмов и 6. Баниге В.С. Памятники деревянного
намент часто встречается в росписи пря- их реставрации, еще раз напомнить о важ- зодчества // Дорогие сердцу места: Путе-
лок, иконостасных тябл, туесков, саней, а ности их сохранения и показать красоту и водитель по Вологде и области. С. 142.
также в других произведениях народного своеобразие иконописного письма воло- 7. Вздорнов Г.И. Вологда. Серия. Города-
творчества, широко распространенных на годских храмов. музеи. Л. : Аврора, 1972. – 131 с.
Конструкция алтарной сени с элементами позолоченной резьбы и живописи Элементы резьбы кронштейнов
до и после удаления загрязнений
83