захоронения отметили на планах. В Летнем
саду были составлены подробные схемы за-
хоронения статуй.
Особая защита потребовалась уникаль-
ному мозаичному панно «Полтавская ба-
талия», созданному М.В. Ломоносовым и
находившемуся на парадной лестнице в зда-
нии Академии наук. Для ее сохранения была
сооружена защитная стенка из кирпича.
К укрытию монументов и скульптур
приступили в июле 1941 года. Не все в ра-
боте шло так, как было задумано. С самого
начала сказывалась нехватка рабочей силы,
транспорта и инструмента, большая загрузка
строительных организаций другими оборон-
ными работами, проблемы с поставкой ма-
териалов. И все же, несмотря на трудности,
многие работы сумели завершить в течение
осени. Но суровой зимой 1941–1942 года
укрытие памятников было приостановлено
и возобновилось лишь летом 1942 года.
Работа предстояла огромная, а угроза
памятникам вплоть до снятия блокады в
январе 1944 года ничуть не уменьшалась.
Некоторые памятники, включенные во вто-
рую очередь защитных работ, так и остались
открытыми: А.В. Суворову, М.И. Кутузову,
М.Б. Барклаю де Толли, матросам минонос-
ца «Стерегущий». В середине 1942 года было
решено их не укрывать, так как они имеют
особое значение, являясь монументальной
пропагандой исторических побед России. И
все же вопрос о необходимости их маскиров-
ки в дальнейшем поднимался неоднократно
и Отделом охраны памятников, и Музеем
городской скульптуры.
В годы войны защитные устройства по-
стоянно ремонтировались и подновлялись.
Планировалось их постепенное совершен-
ствование и замена более сложными кон-
струкциями из дерева и песка, а в перспек-
тиве – кирпичными и железобетонными
сооружениями (по примеру Англии).
Но этим планам не суждено было осуще-
ствиться. В тяжелейших условиях блокады
города немалые трудности представляло со-
бой и элементарное поддержание существу-
ющих устройств, их усиление и ремонт. Не
хватало материалов, отсутствие электриче-
ства вынуждало поднимать и засыпать песок
вручную или с применением простейших
подъемных устройств. Проблемой была и
сама доставка песка, который подвозился на
трамвайных платформах. Но проведенные с
таким невероятным трудом и напряжением
сил работы не были напрасными, и город-
ские монументы и парковая скульптура бла-
гополучно пережили в своих укрытиях эти
страшные годы.
Плечом к плечу
Угроза повреждения или уничтожения
архитектурных и скульптурных памятников
вызвала необходимость срочного проведе-
ния их обмеров, организовать которые Лен-
горисполком поручил ГИОП в октябре 1941
года. К этой деятельности было привлечено
более 100 архитекторов, студенты Академии
художеств, Ленинградского инженерно-
строительного и Московского архитек-
турного институтов. С сентября 1942 года
техническое, научное и художественное
руководство этим процессом было возложе-
но на Л.А. Ильина, а после его гибели – на
В.Ф. Твелькмейера.
В 1941 году были составлены списки
объектов, подлежащих фиксации в первую
очередь. В них вошли памятники, подвер-
гавшиеся наибольшей угрозе в связи с их
местоположением или размещением в них
военных организаций; наиболее ценные соо-
ружения в случае отсутствия их чертежей (в
том числе авторских), деревянные построй-
ки, а также здания, которым были нанесены
поражения. К работам были привлечены
крупные ленинградские архитекторы: обме-
ромИнженерного замка руководилЛ.В. Руд-
нев, Строгановского дворца – Л.А. Ильин,
Меншиковского дворца – А.П. Удаленков,
дворца Бобринских – Ф.А. Корзухин, Во-
ронцовского дворца и Мальтийской капел-
лы – Я.О. Рубанчик.
Одними из первых были обмерены па-
мятники Николаю I и Петру I («Медный
всадник»), скульптурные группы на Анич-
ковом мосту, Атланты у Эрмитажа, Люте-
ранская церковь Св. Петра, Шуваловский
дворец на наб. Фонтанки, костел Св. Екате-
Аничков мост. Снятие скульптурных групп.
Фотография. 1941 г.
8