70 let pobedy - page 11

рины, дворец Строганова на Невском про-
спекте, Инженерный замок, Меншиковский,
Каменноостровский и Таврический дворцы
и др. В декабре 1942 года началась фиксация
художественных плафонов, над которыми
нависла угроза уничтожения в результате
пожаров и прямых попаданий снарядов, а
также поврежденных и требующих рестав-
рации. В I полугодии 1943 года были сняты
эталоны и чертежи плафонов в Горном ин-
ституте, особняке Лаваля на Английской на-
бережной, на даче Безобразова «Жерновка».
Л.М. Тверской разработал новый метод
фотообмера, позволявший фиксировать
здание на снимках с определенных точек, а
затем выполнять чертежи уже в условиях
мастерских. По этой методике в 1943 году
были составлены чертежи фасадов Алексан-
дринского театра.
В марте 1943 года разрозненные бри-
гады были объединены в Обмерный цех
производственной группы ГИОП, состояв-
ший из семи, а затем восьми архитектурно-
творческих
мастерских,
руководство
которыми поручили Я.О. Рубанчику,
А.П. Удаленкову, С.Е. Бровцеву, Л.М. Твер-
скому, А.М. Соколову, В.П. Яковлеву,
В.В. Степанову, Н.Н. Белехову.
Аварийно-востановительные мастерские
Важная роль отводилась архитекторам
в проведении аварийно-восстановительных
мероприятий, где особенно пригодились их
профессиональные навыки и знания. Они
включали в себя составление технических
заключений по пострадавшим зданиям, кон-
сервацию и фиксацию разрушений после
бомбежек, а с весны 1942 года – подготовку
и проведение ремонта зданий и коммуника-
ций. С 1941 года архитекторы участвовали
в маскировке следов артобстрелов, когда
в оперативном порядке места поражений
зданий закрывались фанерными щитами с
нарисованными на них разрушенными ча-
стями, чтобы не позволить немцам зафикси-
ровать места попаданий бомб и снарядов.
Такие декорации были установлены на
домах № 30 и 68 по Невскому проспекту, на
здании банка рядом с Домом книги, на фаса-
дах Гостиного двора.
В сентябре 1941 года архитектурно-
художественные
мастерские
«Лени-
зо» были реорганизованы в аварийно-
восстановительные мастерские Отдела по
делам искусств Ленгорисполкома. В них в
разные годыработали архитекторыК.Д. Хал-
турин, С.Н. Давыдов, Я.Д. Гликин, И.И. Ва-
ракин и др. Мастерская осуществляла
профилактические действия по защите
памятников, мероприятия МПВО, опера-
тивную ликвидацию повреждений зданий-
памятников и предотвращение дальнейшего
их разрушения. Проводились ремонт по-
врежденных крыш, укрепление живописи и
элементов декора, сохранение деталей отдел-
ки, зашивка оконных и дверных проемов.
Аварийно-восстановительные
мастер-
ские осуществляли оперативную ликви-
дацию повреждений зданий-памятников и
предотвращение дальнейшего их разруше-
ния. Проводились ремонт поврежденных
крыш, устройство временных кровель, укре-
пление перекрытий, живописи и элементов
декора, сохранение деталей отделки, за-
шивка оконных и дверных проемов. Также
в поврежденных особняках и дворцах (на-
пример, в Адмиралтействе, Шуваловском
дворце) снимались скульптурные и другие
ценные элементы отделки, которым угро-
жала гибель, и передавались в Музей го-
родской скульптуры и в другие хранилища.
Для этого в АВМ была создана специальная
служба.
Объем работ был очень значительным.
Как следует из отчетов, к концу сентября
1942 года из 300 зданий-памятников около
200 имели различные повреждения. Наи-
более крупные поражения получили около
37 из них. Так, только в здании Сената было
зафиксировано пять попаданий бомб и сна-
рядов.
Спасти и сохранить
С начала войны архитекторы, художни-
ки, искусствоведы занимались подготовкой
к эвакуации, консервацией и укрытием цен-
ностей из музеев и исторических зданий, в
которых располагались научные учрежде-
ния, творческие союзы, клубы, учебные за-
9
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...116
Powered by FlippingBook