70 let pobedy - page 13

После начала обстрелов и бомбардиро-
вок города районные архитекторы выезжали
вместе с представителями аварийных ма-
стерских на места поражений памятников,
фиксировали разрушения, определяли виды
и очередность необходимых работ по их
ликвидации. Серьезной проблемой было со-
стояние зданий-памятников, которые часто
переходили «из рук в руки»: в них размеща-
ли госпитали, военные организации, эвако-
пункты. Сотрудники инспекции следили за
их использованием, сохранностью зданий и
предметов их художественного убранства.
«А музы не молчали…»
В условиях блокированного города не пре-
кращалась творческая и научная деятельность
архитекторов, художников, реставраторов, ис-
кусствоведов. С начала войны они приняли
активное участие в развертывании наглядной
агитации, а затем, с конца 1941 года, – в раз-
личных творческих соревнованиях.
Одним из первых в декабре 1941 года был
объявлен конкурс на составление проектов
монументально-художественного оформ-
ления площадей Ленинграда, расположен-
ных в центре города и в рабочих районах, и
магистралей, от которых начинались пути
войск на фронт (у Финляндского вокзала, у
Александро-Невской лавры, Сенной площа-
ди, угла Невского проспекта и Садовой ули-
цы, Нарвской площади). Организаторами
конкурса являлись ГИОП, Музей городской
скульптуры и Ленинградское отделение Со-
юза советских архитекторов (ЛОССА). Внем
приняли участие такие известные зодчие, как
А.С. Никольский, А.С. Гинцберг, В.Ф. Твель-
кмейер, В.А. Каменский, Л.В. Руднев и др.
Этот конкурс явился частью развернув-
шейся работы по «монументальной пропа-
ганде». Начало ей положило Положение «О
творческом соревновании на архитектурно-
монументальное оформление магистралей
и площадей города Ленинграда», утверж-
денное Управлением по делам искусств
Ленгорисполкома 19 ноября 1941 года, и
Распоряжение Ленгорисполкома от 19 дека-
бря 1941 № 23 года «О развертывании работ
по монументальной пропаганде». Большое
значение этой деятельности придавали в
организации охраны памятников. Началь-
ник ГИОП Н.Н. Белехов отмечал в одном из
своих докладов в ноябре 1941 года: «Сейчас
идет борьба за Ленинград, так как же бойцу
не объяснить, что такое Ленинград, что та-
кое город, за который он борется».
Летом 1942 года по поручению Горкома
ВКП(б), ЛОССАи ГИОПобъявили конкурс
на агитплакат, обличающий разрушение фа-
шизмом культурных ценностей. Плакат, вы-
полненный архитектором А.К. Барутчевым,
занявший I место, в дальнейшем был издан
массовым тиражом. Еще ранее, в конце 1941
года, Инспекция организовала конкурс на
политический лубок и открытку.
В ноябре 1942 года архитекторы и ху-
дожники приняли участие в оформлении
надгробий великих русских полковод-
Дом Адамини
(набережная Мойки, 1), разрушенный фугасной бомбой. Фотография С.Г.Гасилова. 1943 г.
11
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,...116
Powered by FlippingBook