70 let pobedy - page 9

(Продолжение следует)
В томже году были составлены схемы укры-
тия Смольного и Таврического дворцов,
Охтинского моста, главной водопроводной
станции. Кроме того, как писала архитек-
тор Э.Г. Левина, «мастерские Театра оперы
и балета имени С.М. Кирова выполнили
макеты, позволявшие проверить в натуре
приемы маскировки. Непосвященным гово-
рили, что готовятся киносъемки». В начале
1941 года Архитектурно-планировочным
управлением (АПУ) были представлены
на рассмотрение Исполкома Ленгорсовета
проекты генеральной схемы технической
маскировки всего города (арх. Н.В. Бара-
нов, М.В. Морозов и А.И. Наумов), одного
из микрорайонов, а также главной водопро-
водной станции.
За основу был взят принцип объемной
маскировки, решавшей проблему светоте-
ней и не позволявшей обнаружить с различ-
ных высот и точек объект, который визу-
ально сливался с окружающей застройкой
или ландшафтом.
Отдельные постройки и целые участки
«превращали» в зеленые массивы, застрой-
ку, руины, зрительно «продлевали» улицы.
Окраска декораций изменялась в соот-
ветствии со сменой времен года. Осущест-
вляли эти «преобразования» архитекторы,
работники театров, художники, студенты
Академии художеств.
Так, например, маскировка Смольного
была поручена архитектору А.И. Гегелло, за-
маскировавшему архитектурный ансамбль
под зеленый массив с помощью сетей, ко-
торые натягивались над зданиями, а поверх
нашивались аппликации в виде желтых, зе-
леных и коричневых пятен, имитировавших
листву. Укрытие главной водопроводной
станции было поручено М.Я. Розенфельду,
нефтебазы «Ручьи» – Г.Е. Александрову
и Е.С. Хмелевской, вокзалов – И.Г. Явей-
ну, мостов – Д.М. Шпрайзеру, А.А. Груш-
ке, К.А. Игнатову и А.М. Соколову. Ле-
нинградские архитекторы также решали
эти задачи при строительстве оборонных
рубежей и военных сооружений. В част-
ности, Л.Ю. Гальперин, В.А. Каменский и
М.А. Шепилевский выполняли эти работы
на Ладожской ледовой трассе; Ф.Ф. Олей-
ник составлял проекты маскировки огне-
вых точек, окопов, блиндажей и др. Группа
архитекторов скрывала корабли Балтий-
ского флота, стоявшие на Неве. Всего в
годы войны в этой области трудилось около
300 архитекторов.
Маскировка городских монументов
и садово-парковой скульптуры
25 июня 1941 года (на четвертый день
войны) решением Исполкома Ленгорсовета
был утвержден план мероприятий по защи-
те городских монументов и садово-парковой
скульптуры,
подготовленный
ГИОП.
Его осуществлением под руководством
И.В. Крестовского занимались скульпторы,
архитекторы, художники, студенты и препо-
даватели Академии художеств и Института
инженеров коммунального строительства,
сотрудники Музея городской скульптуры.
В каждую бригаду входили скульптор, архи-
тектор и техник-строитель. Перед укрытием
или снятием с постаментов памятники обме-
ряли и фотографировали. При этом фикси-
ровалось их местоположение относительно
соседних зданий, чтобы в случае повреж-
дения или смещения памятника его можно
было восстановить на прежнем месте.
Способы маскировки ленинградских па-
мятников были самые разнообразные.
Вокруг монументов, остававшихся на ме-
стах, устанавливали специальные сооруже-
ния, состоявшие из деревянного каркаса, за-
полненного песком или мешками с песком.
Так были укрыты «Медный всадник», па-
мятники Николаю I, С.М. Кирову, В.И. Ле-
нину у Финляндского вокзала. Памятники
И.Ф. Крузенштерну, И.А. Крылову, сфинк-
сов у Академии художеств, часть скульптуры
Летнего сада скрыли деревянные футляры.
Некоторые памятники снимали с по-
стаментов и закапывали в землю. Так,
были спрятаны в саду Аничкова дворца
«кони Клодта». Памятник Петру I работы
К.Б. Растрелли закопали недалеко от поста-
мента в сквере перед Инженерным замком.
Во дворе Русского музея укрыли памятник
Александру III, а в музейном саду – статую
Анны Иоанновны с арапчонком. Скульпту-
ры пригородных дворцово-парковых ансам-
блей в Петродворце, Пушкине, Павловске и
Гатчине также спрятали в земле, а места их
Смольный институт. Маскировка здания и памятника В.И. Ленину.
Фотография 1941 г.
7
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...116
Powered by FlippingBook