Значительное место среди конкурсов
военного времени занимала мемориаль-
ная тема. В блокадном городе первым в
этой области был упомянутый выше ле-
нинградский тур всесоюзного конкурса
на монументы, посвященные героям От-
ечественной войны, на тему «Монумент
защитникам Ленинграда» в октябре 1942
года. В 1943 году, к XXV годовщине Крас-
ной Армии, прошел конкурс на составле-
ние эскизных проектов монумента, посвя-
щенного прорыву блокады Ленинграда, а
через месяц – на проект надгробного па-
мятника комиссару Георгию Журбе. Еще
через год, в мае 1944 года был объявлен
товарищеский конкурс на составление
проектов надгробного памятника пред-
седателю Колпинского Совета депутатов
трудящихся А.В. Анисимову, а в июле –
на проект памятника рабочим Кировского
завода, погибшим в дни Великой Отече-
ственной войны. В начале 1945 года про-
ходило творческое соревнование на со-
ставление проектов памятников на местах
братских захоронений на ленинградских
кладбищах.
Проекты-победители
памятников
комиссару Г. Журбе и рабочим Ки-
ровского завода были приняты к осу-
ществлению и продолжалась их даль-
нейшая
детальная
проработка.
В
частности, модель памятника Г. Журбе,
выполненная скульптором Л.А. Дитрих
и архитектором В.А. Каменским, дважды
обсуждалась на заседаниях Правления
ЛОССА, участниками которых вносились
многочисленные исправления в принятый
проект, вплоть до изменений «линии ши-
нели, древка и линии правой руки».
Об интересе архитекторов к проводи-
мым конкурсам свидетельствуют данные о
количестве представленных проектов. Так,
например, на конкурс по составлению про-
екта монумента, посвященного прорыву
блокады Ленинграда в феврале 1943 года,
были представлены 44 проекта (в закрытом
соревновании участвовал 21 автор), в про-
ектировании памятника комиссару Г. Журбе
принял участие 31 архитектор, на конкурс
по реконструкцииМытнинской набережной
были поданы 14 проектов, Международного
проспекта – 11, а в конкурсе на проектиро-
вание типовых малоэтажных жилых домов
массового строительства ленинградские ар-
хитекторы представили 42 проекта.
Большинство творческих соревнований
сопровождалось выставками и обществен-
ными просмотрами. Затем многие из пред-
ставленных проектов экспонировались на
выставках в Москве и Ленинграде.
Архитектурные конкурсы, проведенные
во время войны и блокады в Ленинграде, осо-
бенно в первые годы, по сути, представляли
собой«бумажнуюархитектуру».Иэтороднит
их с творческими конкурсами 1920-х годов,
когда перед советской архитектурой также
остро стояли вопросы поиска путей дальней-
шего развития, соотношения новаторства и
традиций, когда архитектурное творчество во
многом было проникнуто пафосом победы,
идеями создания новых условий для жизни,
достойной народа-победителя.
Как отмечали сами архитекторы, в пред-
шествующие мирные годы значительный
размах нового строительства и сжатые сро-
ки его реализации не давали возможности
проанализировать предполагаемые и уже
осуществленные архитектурные и градо-
строительные замыслы, что подчас приво-
дило к ошибкам. В годы войны, благодаря
конкурсам, ленинградские архитекторы
получили возможность заранее проанали-
зировать возможности и принципиальные
направления восстановления и развития
города в дальнейшем, заранее подготовиться
к практическому воплощению задуманного
как в общем, так и в частностях.
АрхитекторИ.З.Масеев записал в дневни-
ке 20 марта 1942 года о начале своей работы в
АПУ: «Какое оздоровительное действие ока-
зывает на нас работа. Придти в сектор, стать
членом коллектива, объединенного общей
работой, целеустремленной, направленной
на сохранение жизни людей. Увидеть перед
собою лист ватмана, рейсшину, услышать
постукивание деревянных треугольников –
значит, забыть о непрекращающемся чувстве
голода, жить иными интересами».
Значение архитектурных конкурсов,
проведенных в блокадном Ленинграде, было
высоко оценено еще в военные годы, а даль-
нейшая архитектурная практика в полной
мере доказала их значимость в процессе
подготовки восстановления и дальнейшего
развития города как с практической, так и с
теоретической точки зрения.
В дальнейшем ленинградских архитекто-
ров ждала большая и разнообразная работа.
Извлечение из укрытия мраморных скульптур в Летнем саду.
1945 г. Фотограф С.Г. Цильке
16