70 let pobedy - page 26

Павловска, Гатчины, – появилось слово «эва-
куация». К этому времени уже существовали
секретные планы «разгрузки» самого ценно-
го. Они хранились в запечатанных сургучом
конвертах в директорских сейфах каждого
из дворцов-музеев. Открывать их полагалось
лишь в том случае, если поступит специ-
альный сигнал из Управления культурно-
просветительских предприятий Исполкома
Ленгорсовета, и только лично директором в
присутствии секретаря партийной органи-
зации. Во всех дворцах к этому моменту на-
считывалось 72 554 предмета, великолепных
произведений XVIII, XIX веков...
Сложной была судьба музейных коллек-
ций. Удалось спасти 22–23%художественных
предметов
11
. Самых лучших – с учетом их ху-
дожественной, исторической, мемориальной
ценности. И, конечно, тех вещей, которые
можно было снять со стены, демонтировать
и, не разрушая предмет, упаковать и вывезти.
Как же происходила эвакуация? 29 июня,
на четвертый день мобилизации, Управле-
ние Ленинградской железной дороги предо-
ставило Петергофу под погрузку музейных
ценностей один американский вагон. С это-
го момента началась эвакуация. Независимо
от устаревшего плана 1936 года Наркомхозу
РСФСР было передано телеграфное хода-
тайство об отводе дополнительных эвако-
баз
12
. Вопрос пришлось решить телеграфной
перепиской между Ленгорисполкомом и
горсоветами Сарапула и Горького, которым
фактически пришлось принять все, что от-
правляли музеи из Ленинграда
13
. При этом
ни автомашины, ни рабочая сила для упа-
ковки и погрузки не была предоставлена
теми организациями, которым полагалось
это сделать по плану, все организовывали
сами музеи.
Упаковка и подготовка музейных ценно-
стей к отправке началась немедленно после
объявления войны, в ночь с 22 на 23 июня
1941 года. И только с прекращением всякой
связи Ленинграда с пригородами 10–19 сен-
тября 1941 года все работы были прерваны.
Вывозили несколькими очередями, по мере
предоставления музеям транспорта.
Перевозка вещей на автомобилях проис-
ходила в самых тяжелых условиях под об-
стрелами. В таких же условиях проводились
упаковка и погрузка. Из научных работников,
принимавших активное участие в эвакуации
ценностей и хранивших музеи во время воен-
ных действий, прежде всего, следует отметить
С. Балаеву и И. Янченко (Гатчинский дворец-
музей), Т. Попову, В. Лемус, Е. Турову (Пуш-
кинский дворец-музей); А. Зеленову иН. Вей-
са (Павловский дворец-музей), А. Чубову и
Т. Цветкову (Петергофские дворцы-музеи)
14
.
Что же и как удалось вывезти из приго-
родных дворцов Ленинграда?
Первые очереди вывезенных музейных
произведений представляли собой лишь наи-
лучшие образцы самых ценных коллекций
живописи, фарфора, тканей, мебели и других
видов музейных экспонатов. Таким образом,
удалось вывезти:
из Петергофских дворцов-музеев:
– все экспонаты из благородных металлов
или экспонаты, отделанные благородными
металлами;
– живопись павильонов «Эрмитаж»,
«Марли», «Монплезир» и Коттеджа;
– все мелкие предметы обихода, посуду и
одежду, принадлежавшую Петру I;
– образцы всех гарнитуров мебели из ука-
занных павильонов и Большого дворца;
– живописные коллекции Дж. Райта,
Г. Бухгольца, Ф. Гаккерта, резные панно ра-
боты Н. Пино, за исключением двух;
– свыше 60% фонтанной скульптуры –
151 фигуру и 78 скульптур
15
;
из Пушкинских дворцов-музеев:
– все экспонаты из благородных метал-
лов, также отделанные золотом, серебром,
самоцветами;
– бронзовую утварь из обоих дворцов;
– парковую бронзу, за небольшим исклю-
чением;
– всю живопись бельэтажа Екатеринин-
ского дворца и экспозиционных залов Алек-
сандровского дворца (работы Д. Тенирса,
А. ван Остаде, П. Перуджино, В. Сурикова,
А. Нестерова, Н. Рериха, Н. Репина, В. Вас-
нецова и др.);
– все рисунки, чертежи и гравюры, отно-
сящиеся к Царскому Селу или его окрестно-
стям;
– все узорные ковры и ткани;
– весь китайский фарфор из обоих двор-
цов, все ценные китайские лаки из Китайско-
го театра и Екатерининского дворца-музея;
– все восточное оружие и убранство Ту-
рецкой комнаты Александра II;
– весь гардероб Екатерининского и Алек-
сандровского дворцов (костюмы XVII–XX
вв.);
– образцы всех гарнитуров мебели и мно-
гое другое;
из Павловского дворца-музея:
– все экспонаты из благородных метал-
лов;
– коллекцию русского, западноевропей-
ского и китайского фарфора;
– все гобелены, гобеленовые обивки (фа-
брики Савонери и Бове);
– значительную часть ручных вышивок;
– почти все бронзовые изделия;
– все архитектурные документы XVIII
века, в том числе большой фонд рукописей
императорской фамилии;
– все чертежи Ч. Камерона, В. Бренны,
К. Росси, Т. де Томона, П. Гонзаго, А. Ворони-
хина, Дж. Кваренги;
– коллекции миниатюр и образцы гарни-
туров мебели;
из Гатчинского дворца-музея:
– все экспонаты из благородных металлов,
гобелены (работы К. Одрана и П. Козетта);
– все оружие XVI – начала XIX века;
– всю коллекцию миниатюр;
– всю экспозиционную живопись (Г. Тер-
борха, Ж. Верне, Г. Робера, С. Тончи, П. Рота-
ри, И. Гроота, А. Рослина, О. Верне, А. Марты-
нова, С. Щедрина, И. Крамского, И. Репина и
др.);
– всю выставку костюмов XVIII–XIX ве-
ков;
– более 2500 единиц китайского фарфора,
кантонских эмалей и пекинских лаков;
– лучшие образцы западноевропейского и
русского фарфора;
– всю бронзу;
Екатерининский дворец. г. Пушкин
24
1...,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,...116
Powered by FlippingBook