70 let pobedy - page 24

1939 год был пиком в развитии
всех форм работы пригородных
дворцов-музеев предвоенного
времени. Была понята ошибоч-
ность их использования лишь как
культпросветовских учреждений,
как мест развлечения. От мыс-
ли «здесь развлекалась знать,
теперь здесь развлекаются
победившие трудящиеся массы»
постепенно отказывались. Больше
внимания уделялось использованию
массово-воспитательной, научно-
музейной, зрелищной работы.
Естественно, что элементы хозяйственно-
го расчета, складывавшиеся в учреждениях
культуры в 1930-е годы, заставляли сотруд-
ников дворцов-музеев и парков искать пути
экономической эффективности и самостоя-
тельности – пути, позволявшие им самостоя-
тельно зарабатывать деньги и сокращать до-
тацию, получаемую от государства.
Коренной перелом, на наш взгляд, насту-
пил в 1939 году, когда на научно-музейные
нужды впервые стали обращать больше вни-
мания, чем прежде, и Управление культурно-
просветительских предприятий Исполко-
ма Ленгорсовета депутатов трудящихся
(УКППЛ) стало выделять не 10-ю часть бюд-
жета дворцов-музеев, как в 1938 году, а около
пятой части бюджета
2
. Это дало возможность
научным коллективам дворцов-музеев на-
чать углубленное изучение коллекций, ак-
тивным образом включиться в генеральную
инвентаризацию музейных фондов, заняться
переустройством экспозиций, зачастую стра-
давших от вульгаризаторских попыток пока-
за художественных коллекций через призму
экономического положения русского госу-
дарства в XVIII – начале XIX века.
Успехи, достигнутые в перестройке дея-
тельности пригородных дворцов-музеев в
1938–1939 годы, были учтены при разработ-
ке планов на три года (1940–1942), которые
составлялись на рубеже 1939–1940 годов. В
январе 1940 года в Управлении культурно-
просветительных учреждений Исполкома
Ленсовета прошло заседание музейного со-
вета. Здесь впервые за послереволюционные
годы шла речь о проведении ставших необ-
ходимыми реставрационных работ, об изуче-
нии истории создания дворцовых интерьеров
в комплектовании художественных коллек-
ций, о восстановлении музейного убранства
3
.
В последние предвоенные годы экспози-
ции дворцов-музеев Петергофа, Пушкина,
Гатчины и Павловска являлись исторически
подлинными комплексами. Здесь сохраня-
лась обстановка последних лет царствова-
ния со множеством бытовых вещей и дета-
лей, при этом не нарушалась уникальная
архитектурно-декоративная отделка. Эти
комплексы, насыщенные глубоким истори-
ческим содержанием, включали также бога-
Дворцы-музеи
пригородов Ленинграда.
Война. Потери. Возрождение
Н.С. Третьяков,
доктор исторических наук,
директор ГУ «Санкт-Петербургский
историко-мемориальный музей «Смольный»,
директор ГМЗ «Гатчина» (1983-1996),
директор ГМЗ «Павловск» (1996-2011)
22
1...,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,...116
Powered by FlippingBook