тейшие художественные коллекции. Исто-
рический отрезок времени, наиболее полно
представленный в пригородных дворцах-
музеях, определялся примерно 200-летним
периодом. Начало XVIII века было наиболее
полно представлено в Петергофе, середина –
в Пушкине, конец этого столетия – в Гатчи-
не и Павловске
4
. Ненарушенные историко-
бытовые комплексы представляли XIX и
первые десятилетия XX века во всех дворцах-
музеях. В них были созданы дополнительные
или вводные выставки, где были акцентиро-
ваны исторические проблемы тех периодов,
которые нашли отражение в музеях («Армия
Павла I и А.В. Суворов», «Самодержавие Ни-
колая I и восстание декабристов», «Крестьян-
ская реформа 1861 г.», «Рабочее движение
80–90-х гг. XIX в.» и ряд других).
Еще к концу 1930-х годов стало ясно, что
уникальные архитектурно-парковые ком-
плексы пригородов Ленинграда не могут
далее существовать без проведения в них
реставрационных работ. После многочислен-
ных комиссий, обсуждений этих вопросов в
самих музеях 9 ноября 1938 года проблема
состояния дворцов-музеев была вынесена на
обсуждение Президиума Исполкома Ленгор-
совета.
Президиум Ленгорсовета постановил
просить Совнарком РСФСР об отпуске
спецассигнований на восстановление при-
городных дворцов-музеев в сумме 15 052 900
руб., из которых 7 820 500 руб. – в 1939 и
7 162 400 руб. – в 1940 году, с обеспечением
этих работ строительными материалами.
Одновременно ходатайствовалось перед
Совнаркомом РСФСР о выделении в дека-
бре 1938 – январе 1939 года 100 000 руб. на
проектно-сметные работы
5
.
26 ноября 1938 года было принято реше-
ние Президиума Ленгорсовета, в котором
предписывалось «для укрепления работы по
охране памятников революции и культуры»
и в соответствии с постановлением ВЦИК от
5 июня 1938 года функции государственной
охраны памятников возложить на Отдел по
охране памятников, организованный в соста-
ве Управления по делам искусств при Ленсо-
вете
6
.
В середине 1930-х годов, особенно по-
сле первых известий о варварствах в Китае,
Эфиопии, Испании, после бомбардировки
Герники стало ясно, что в случае войны не
будут пощажены историко-культурные цен-
ности, хранящиеся в музеях страны. Именно
поэтому уже с 1936 года в музеях системы
Управления
культурно-просветительских
предприятий Исполкома Ленгорсовета де-
путатов трудящихся (УКППЛ) действовал
секретный план «разгрузки» музейных цен-
ностей. Был составлен список музейных
предметов, предназначенных к вывозу в слу-
чае войны. Предполагалось эвакуировать из
дворцов-музеев Пушкина, Петергофа, Слуц-
ка (Павловска), Красногвардейска (Гатчины)
4871 экспонат
7
. Исходя из этого списка, уже
в 1936 году было определено и необходимое
количество железнодорожных вагонов для
вывоза указанного числа предметов. Всего
расчетная потребность представлялась в ко-
личестве восьми вагонов. Разгрузку музеев
предполагалось провести за четыре дня
8
. Сле-
дует отметить, что в своей работе Комиссия
по «разгрузке», очевидно, учитывала лишь
вывоз самых редчайших уникальных памят-
ников, и только для гарантий их сохранности
от возможных последствий бомбардировок с
воздуха. Исходя в целом из незначительного
числа предполагаемых к вывозу музейных
вещей, Наркомхозом РСФСР были намече-
ны и отведены базы в городах Горький и Са-
рапул (Удмуртская ССР).
В 1938–1939 годах при проведении гене-
ральной инвентаризации музеи составили
списки для эвакуации большего числа экс-
понатов. Они были разбиты на три категории
по степени исторической и художественной
ценности. В списки были включены все цен-
ные произведенияживописи, графики, скуль-
птуры, всех видов декоративно-прикладного
искусства. При этом оказалось, что количе-
ство экспонатов, достойных вывоза, далеко
превысило списки, составленные комиссией
в 1936 году
9
. Таким образом, и на 1941 год в
действии оставался старый вариант разгруз-
ки: 4900 экспонатов, 8 вагонов, 4 дня
10
.
Лето 1941 года изменило жизнь многих
миллионовлюдей.Авлексиконесотрудников
пригородных музеев – Петергофа, Пушкина,
23