70 let pobedy - page 27

– образцы всех гарнитуров мебели и це-
лый ряд уникальных одиночных предметов,
как, например: мозаика Ломоносовской ма-
стерской 1762 года, английские телескопы
XVIII века, слоновые бивни, кроме того, эва-
куирован весь архитекторский архив, а также
многочисленные рисунки и акварели А. Са-
довникова, Л. Премацци, М. Зичи и др.
16
Ещевконце1940–начале1941годаУправ-
лением были приняты меры для сохранности
экспонатов, не предназначенных к вывозу, от
возможных бомбардировок авиацией против-
ников. (Мысли о том, что противник может
захватить пригороды Ленинграда, даже не
возникало.) В подвальных помещениях каж-
дого дворца были оборудованы специальные
хранилища, в которых предполагалось сосре-
доточивать наиболее ценные из оставшихся
экспонатов. Консервационные и противопо-
жарные меры в зданиях-памятниках своди-
лись к следующему: чердаки дворцов и пави-
льоны снабжали бочками и баками с водой,
кучами песка, совками, лопатами, ведрами и
щипцами для тушения зажигательных бомб.
Чердачные перекрытия частично были по-
крыты суперфосфатом. Оконные проемы
нижних этажей во дворцах в большинстве
своем были заколочены досками (толщиной
1–2 дм), а в некоторых даже заложены кир-
пичом. К моменту ухода сотрудников из Гат-
чинского дворца 9 сентября 1941 года здание
уже значительно пострадало. Часть стены в
нижнем этаже Арсенального каре (Гостиная
Александры Федоровны) была пробита ар-
тиллерийским снарядом.
Дворцы-музеи Пушкина были оставлены
16 сентября 1941 года. Уже была повреждена
снарядомМалая столовая и Рабочий кабинет
Александра I, при этом пострадали оконный
переплет и кирпичная кладка у окна, лепка в
комнате и плафон работы А. Брюллова, пол-
ностью были выбиты оконные стекла. В тот
же день одним снарядом был поврежден один
из пяти куполов Дворцовой церкви
17
.
Авот парки кмоменту эвакуации дворцов-
музеев были уже значительно разрушены
бомбардировками и артобстрелами против-
ника
18
.
Особенного внимания заслуживает само-
отверженный и героический труд музейных
сотрудников, оказавшихся в Ленинградском
хранилище, размещенном в Исаакиевском
соборе. Они оставили пригородные дворцы-
музеи только в самый последний момент
перед фашистской оккупацией, до последне-
го часа занимаясь эвакуацией музейных цен-
ностей из своих дворцов.
Только беспредельная любовь к искус-
ству и своему делу помогли ленинградцам-
музейщикам в столь суровое время до конца
остаться на своем посту и справиться со сво-
ей благородной задачей. Решением Совета
Народных Комиссаров СССР от 22 мая 1943
года за № 57 Ленинградскому хранилищу с
филиалами в городах Новосибирске и Са-
рапуле, обладавшему ценнейшими художе-
ственными коллекциями, было присвоено
звание музея первой категории
19
, вместе с
пятью самыми крупными музеями страны –
Государственным Эрмитажем, Государствен-
ной Третьяковской галереей и т.д.
Немецкое вторжение в нашу страну и ок-
купация огромных территорий сопровожда-
лись разрушениями и вывозом различных, в
т.ч. музейных, ценностей.
Для оценки и определения размеров на-
несенного врагом ущерба созданная еще
2 ноября 1942 года специальная комиссия
(Чрезвычайная государственная комиссия
по установлениюи расследованию злодеяний
немецко-фашистских захватчиков и их сооб-
щников и причиненного ими ущерба гражда-
нам, колхозам, общественным организациям,
государственным предприятиям и учрежде-
ниям СССР) с середины 1943 года начала
собирать соответствующие материалы
20
. Для
описания и оценки утраченных или похи-
щенных фашистскими оккупантами произ-
ведений искусства и памятников культуры 8
сентября 1943 года было организовано Бюро
экспертизы при ЧГК. Одним из первых доку-
ментов на эту тему стал составленный 6 октя-
бря 1943 года «Акт о варварском разрушении
немецко-фашистскими захватчиками Старо-
го Петергофа и их злодеяниях над мирными
жителями города». Прежде чем приступать
к оценке ущерба, нанесенного памятникам
Ленинграда, Оценочное бюро Городской ко-
миссии по установлению и расследованию
злодеяний немецко-фашистских захватчиков
утвердило 31 августа 1943 года «Инструк-
цию по определению стоимости уникальных
художественных и имеющих историческое
значение произведений прикладного искус-
ства
21
. Еще 15 августа 1943 года Ленгори-
сполком своим решением №9719 утвердил
«Инструкцию для экспертов по определению
восстановительной стоимости уникальных
художественных и имеющих историческое
значение зданий, пострадавших от враже-
ских бомбардировок, а также пожаров и про-
чих причин, вызванных условиями военного
времени»
22
.
Страшную картину рисуют нам акты ко-
миссии по определению ущерба. В январе
1944 года, после освобождения пригородных
дворцово-парковых комплексов, выясни-
лось, что памятникам Петергофа, Пушки-
на, Павловска, Гатчины фашисты нанесли
урон, несравнимый с ущербом, нанесенным
памятникам Ленинграда. 3 сентября 1944
года в центральной «Правде» и в ленинград-
ских газетах было опубликовано сообщение
Чрезвычайной государственной комиссии
«О разрушениях памятников искусств и ар-
хитектуры в городах Петродворце, Пушкине
и Павловске»
23
. В документе указывались
конкретные виновники разрушения дворцов
и расхищения дворцовых музейных ценно-
стей. Чрезвычайная государственная комис-
сия установила, что разрушение памятников
искусства в Петродворце, Пушкине и Пав-
ловске произведено по прямому указанию
германского правительства и верховного во-
енного командования офицерами и солдата-
ми немецкой армии и что они должны нести
за это ответственность. В процессе расследо-
вания комиссия зафиксировала из допроса
работниками Управления контрразведки ка-
питана медицинской службы 61-й пехотной
дивизии Хельмута Антеса, захваченного в
плен 8 февраля 1944 года, что еще в 1941 году
в Германии была создана специальная служ-
ба «Кунсткомиссион», в задачи которой вхо-
дило производить оценку дворцового имуще-
ства в оккупированных районах России и все
ценное вывозить в Германию. По показаниям
Антеса, в период оккупации это подразделе-
ние в 1941–1942 годах прибыло в Гатчину и
Пушкин и вывезло из дворцов в Германию
все ценное. Кроме этого, он дал показания о
том, что немецкие военнослужащие вывезли
Янтарную комнату
24
.
При виде обуглившихся развалин при-
городных дворцов их восстановление мно-
гим казалось фантастическим и абсолютно
невыполнимым. На собрании в Доме архи-
текторов архитектор А. Щусев, призывая к
возрождению пригородных дворцов, сказал:
«Если не сделаем этого мы, современники,
знавшие и помнящие эти дворцы во всем их
Ш к
о
л
а
25
1...,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26 28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,...116
Powered by FlippingBook