Page 37 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 37
на следие
Заседание ученого совета в лиси. 1948 г.
а.М. соколов – первый справа.
слева от него: В.а. Витман, д.Г. Бары-
шев, а.а. Починков, н.П. Подберезкий,
К.и. дергунов, Т.Б. дубяго.
справа: Б.М. Муравьев, н.Ф. Хомутецкий,
а.с. никольский, а.а. Оль,
л.М. Хидекель, а.и. Князев.
Фото из архива е.н. лукьяновой
Соколов к этому времени был извест-
ным в стране зодчим, опытным и разно-
сторонним профессионалом. Еще сту-
дентом Академии художеств, которую
окончил с отличием в 1927 г., он работал
помощником архитектора на строитель-
стве фабрики «Красное знамя», район-
ным архитектором Петроградского рай-
она Ленинграда. Уже дипломированным
специалистом в 1930 г. на Всесоюзном
конкурсе Соколов получил первую пре-
мию и право разработки Генерального рован, в осажденном городе оставалась
плана города Мурманска. объединенная кафедра, и в числе других
Архитектурные идеи Александра Со- преподавателей он читал лекции в Ле-
колова легли в основу и четырех ры- нинградском институте коммунального
бачьих поселков на берегу Баренцева хозяйства и в Академии художеств.
моря. В 1932–1934 гг. по его проектам В марте 1943 г. разрозненные бри-
в Ленинграде были построены жилой гады архитекторов были объединены
массив совторгслужащих и молочный в Обмерный цех производственной
комбинат. группы ГИОП, состоявший из семи,
В 1933 г. Александр Михайлович был а затем восьми архитектурно-творче-
приглашен к созданию проекта комплек- ских мастерских. Одной из таких ма-
са московского Института эксперимен- стерских руководил Александр Михай-
тальной медицины (ВИЭМ), а через два лович. Поскольку он обладал опытом
года участвовал в разработке первых на- обмеров, Павловского дворца-музея
земных вестибюлей столичного метро. до войны, Соколов, учитывая «усло-
Станция «Библиотека Ленина» – его вия опасности ближайшего времени», архитектор а.М. соколов.
первое творение в области метростро- предложил проводить фиксацию гра- Фото начала 1980-х гг.
ения, за которое он был награжден по- фически. Он был убежден, что следует из архива е.н. лукьяновой
четным знаком Моссовета «За строи- сосредоточить усилия на полной и бы-
тельство первой очереди Московского стрейшей обмерной фиксации боль-
метрополитена». И этот опыт архитек- шинства зданий, имевших статус архи-
турного проектирования ему пригодится тектурных памятников. ководил архитектурно-планировочной
в дальнейшем при создании линий ле- В блокаду архитекторами, студента- мастерской треста «Леноблпроект», где
нинградского метро. ми, научными сотрудниками Государ- разрабатывались новые генеральные
В войну Соколов остается в осажден- ственной инспекции по охране памятни- планы городов Ленинградской области.
ном Ленинграде, работает на восстанов- ков были созданы исторические справки Очевидно, что в качестве главного
лении Ленинградского государственно- и обмерные чертежи разрушенных архи- архитектора «Ленметропроекта» луч-
го академического театра оперы и балета тектурных шедевров. Так были созданы шей кандидатуры представить было не-
имени С.М. Кирова (Мариинского теа- основные исходные документы, позво- возможно. В начале 1950 г. под началом
тра), разрушенного во время бомбежки лившие после войны воссоздать памят- Соколова 11 авторских коллективов
в сентябре 1941 г. Он провел обмеры с ники истории и культуры. создали 23 форпроекта. Из них были
натуры разрушенных фрагментов, раз- До Победы было еще долгих два года, одобрены проектные предложения для
работал проект восстановления здания а ленинградские архитекторы уже про- шести будущих станций первой очере-
театра, которое уже в конце 1941 г. было водили конкурсы на проекты возрож- ди. Два проекта – для станций «Пуш-
вчерне восстановлено. Сам же архитек- дения разрушенных домов. Соколов, кинская» и «Владимирская» – разраба-
тор слег от дистрофии, но чудом выжил в частности, представил на конкурс тывались позднее по дополнительным
и в марте 1942 г. продолжил работу в ка- проекты восстановления здания на углу конкурсам. Таким образом, были окон-
честве руководителя архитектурной ма- Невского и Фонтанки, памятника про- чательно определены авторы-архитек-
стерской Государственной инспекции по рыва блокады в Ленинграде. До июля торы, которым доверялась дальнейшая
охране памятников. 1943 г. Александр Михайлович участво- разработка архитектурных проектов.
Кроме того, Соколов продолжал пре- вал в разработке легендарной «Дороги Образность, единство пространствен-
подавать в ЛИСИ, хотя вуз был эвакуи- жизни». С 1944 по 1948 г. Соколов ру- ных систем, гармония с окружающей
33