Page 53 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 53

на следие
                                               Скульптура Днепр, 1955 г.

           применялись  средства  для  гидрофобиза-
           ции,  то  есть  защиты  поверхности  камня
           от воздействия влаги. В камень в местах
           утрат вбивались железные штыри и гвоз-
           ди, служившие арматурой для цементных
           докомпоновок.  Разрушенные  части  фи-
           гур  заменялись  новыми,  выполненными
           из цемента или вырубленными из камня
           другой  породы,  и  все  покрывалось  кра-
           ской. Чаще всего из-за отсутствия пудост-
           ского  камня  реставраторы  применяли
           вставки из так называемого «белого кам-
           ня» – белого мелоподобного однородного
           известняка,  традиционно  используемого
           в  Центральной  России.  В  ряде  случаев
           для вставок применялся коломенский до-
           ломит.
             Следует отметить, что трудности с на-
           личием пудостского камня наблюдались
           в  дальнейшем  не  только  при  реставра-
           ции  скульптур  Ростральных  колонн.
           Так,  в  ходе  масштабной  реставрации
           ансамблей  Гатчины  (в  непосредствен-
           ной близости от исторических ломок на
           р.  Пудости)  в  1980-х  гг.,  когда  восста-
           навливались  Карпин  и  Львиный  мосты
           и  Мост  с  кордегардиями,  первый  мост
           пришлось  облицевать  азербайджанским
           известняком, отдаленно напоминающим
           пудостский туф. Два других и вовсе воз-
           вели с применением гранита, что значи-
           тельно ухудшило их облик с учетом и без
           того  низкого  качества  проводившихся                                                Скульптура Волга, 1975 г.
           работ [4].
             Памятник  продолжал  разрушаться
           вплоть до того, что отсутствие конструк-
           ций  для  крепления  выступающих  де-
           талей  привело  к  падению  этих  деталей.
           В  некоторых  местах  обнажилась  арма-
           тура из черного металла со следами глу-
           бокой коррозии. О состоянии, в котором
           на протяжении десятилетий находилась
           скульптура  колонн,  свидетельствуют
           акты,  сохранившиеся  в  архиве  Государ-
           ственного музея городской скульптуры.
           Они составлялись по результатам осмо-
           тров, проводившихся перед очередными
           этапами реставрации.
             Последняя  реставрация  в  XX  в.
           должна  была  подготовить  скульптуры
           к  празднованию  300-летия  Петербур-
           га. Одной из важнейших мер, предпри-
           нятых  реставраторами,  стала  попытка
           удаления поздних вставок и ремонтных
           обмазок, так как было абсолютно ясно,
           что  отличающиеся  по  своим  физиче-
           ским  свойствам  от  пудостского  камня
           инородные  материалы  способствовали
           разрушению  скульптуры.  Крепление
           недостающих  деталей,  устранение  не-
           больших сколов и трещин впервые про-
           изводились специальным составом из из-
           вести и мраморной крошки. Доступные


                                                                                                                  49
   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58