Page 53 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 53
на следие
Скульптура Днепр, 1955 г.
применялись средства для гидрофобиза-
ции, то есть защиты поверхности камня
от воздействия влаги. В камень в местах
утрат вбивались железные штыри и гвоз-
ди, служившие арматурой для цементных
докомпоновок. Разрушенные части фи-
гур заменялись новыми, выполненными
из цемента или вырубленными из камня
другой породы, и все покрывалось кра-
ской. Чаще всего из-за отсутствия пудост-
ского камня реставраторы применяли
вставки из так называемого «белого кам-
ня» – белого мелоподобного однородного
известняка, традиционно используемого
в Центральной России. В ряде случаев
для вставок применялся коломенский до-
ломит.
Следует отметить, что трудности с на-
личием пудостского камня наблюдались
в дальнейшем не только при реставра-
ции скульптур Ростральных колонн.
Так, в ходе масштабной реставрации
ансамблей Гатчины (в непосредствен-
ной близости от исторических ломок на
р. Пудости) в 1980-х гг., когда восста-
навливались Карпин и Львиный мосты
и Мост с кордегардиями, первый мост
пришлось облицевать азербайджанским
известняком, отдаленно напоминающим
пудостский туф. Два других и вовсе воз-
вели с применением гранита, что значи-
тельно ухудшило их облик с учетом и без
того низкого качества проводившихся Скульптура Волга, 1975 г.
работ [4].
Памятник продолжал разрушаться
вплоть до того, что отсутствие конструк-
ций для крепления выступающих де-
талей привело к падению этих деталей.
В некоторых местах обнажилась арма-
тура из черного металла со следами глу-
бокой коррозии. О состоянии, в котором
на протяжении десятилетий находилась
скульптура колонн, свидетельствуют
акты, сохранившиеся в архиве Государ-
ственного музея городской скульптуры.
Они составлялись по результатам осмо-
тров, проводившихся перед очередными
этапами реставрации.
Последняя реставрация в XX в.
должна была подготовить скульптуры
к празднованию 300-летия Петербур-
га. Одной из важнейших мер, предпри-
нятых реставраторами, стала попытка
удаления поздних вставок и ремонтных
обмазок, так как было абсолютно ясно,
что отличающиеся по своим физиче-
ским свойствам от пудостского камня
инородные материалы способствовали
разрушению скульптуры. Крепление
недостающих деталей, устранение не-
больших сколов и трещин впервые про-
изводились специальным составом из из-
вести и мраморной крошки. Доступные
49