Page 55 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 55
известь. При использовании известковой Как и 100 лет назад, неотъемлемой
защитной тонировки «подобное лечится частью процесса реставрации являет-
подобным». Кроме этого, воздушная из- ся предварительное визуальное, ин-
весть – прекрасный антисептик, надеж- струментальное и экспериментальное
ное средство для борьбы с биологиче- обследование объектов. Но в отличие
ским поражением и его деструктивным от коллег из прошлого, нам стали до-
проявлением – биокоррозией. ступны методы, которые относительно
Процесс карбонизации ускоряет недавно еще представлялись фанта-
атмосферная влага. Именно поэтому стичными. В настоящее время доступно
в ходе реставрации не использовались 3D-сканирование, электронная микро-
современные полимерные добавки, ко- скопия, спектральный, рентгеновский,
торые могут создавать абсолютно непро- рентгенофазовый и элементный анализ
ницаемые, барьерные для влаги покры- и инфракрасная спектроскопия.
тия. Это делалось сознательно, чтобы Сочетание перечисленных методов а
известь смогла вступить в реакцию кар- позволяет современным специалистам
бонизации. Естественно, что такое реше- решать три одинаково важные для раз-
ние полностью не защищает скульптуру работки новых материалов задачи:
от воздействия воды. Но известковый – во-первых, изучая составы истори-
туф в таком состоянии веками и даже ческих материалов, можно сделать до-
тысячелетиями существует в природе, стоверный вывод о взаимосвязи состава
без гидрофобизации, которая наносит материала и его долговечности;
скорее вред, чем пользу». – во-вторых, выявить ключевые па-
С точки зрения реставрационного раметры совместимости исторических
материаловедения интересно отметить и реставрационных материалов, что обе-
ключевые отличия в подходе к процессу спечит их надежную совместную работу;
реставрации между теми, что были ха- – третья возможность, которую дает
рактерны для наших предшественников, нам использование описанных выше ме-
и реализуемыми сегодня. тодов, – это возможность количественно б
в
Состояние скульптур до реставрации:
а. значительная часть тонировки утраче-
на, поверхность камня сильно выветрена,
подвержена биопоражению.
б. многочисленные вставки из материа-
лов, отличных от оригинального камня.
в. ремонтные вставки из «белого камня»,
деструкция известкового туфа вокруг
вставок, биопоражение поверхности
камня в местах утрат.
Состояние скульптуры Днепр до реставрации, 2019 г.
51