Page 50 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 50

Скульптуры роСтральных колонн


          как символ Петербурга,




          гетерогенная СиСтема материалов
          и уникальный объект для иССледований
          в облаСти реСтаврационного материаловедения























                                                                                                 Карл Беггров, акварель
                                                                            «Стрелка Васильевского острова», середина XIX в.

                                                Ростральные  колонны  представляют
          А.М. ХАритонов,                     собой  полые  сооружения,  внутри  кото-  вых судов, облицованных медью. Ростры
                                                                                  военных  кораблей  (триер)  изображены
          д.т.н, заместитель ген. директора по науке;  рых  расположены  винтовые  лестницы,   с таранами и маскаронами морских хищ-
          А.А. вАсильев,                      ведущие  на  верхнюю  площадку.  Фусты   ников. Ростры торговых судов изображе-
          руководитель отдела технологического   колонн сложены из кирпича и туфа, ош-  ны  с  головами  водяных  и  змеевидными
          обслуживания и сопровождения;       тукатурены и окрашены в глубокий тер-  ниже  пояса  крылатыми  обнаженными
          М.А. сМирновА,                      ракотовый  цвет  (цвет  кирпича).  Двери,   женскими фигурами – наядами. Венчают
          инженер-технолог;                   ведущие на лестницы, устроены в обли-  колонны  дорические  капители  с  метал-
          Г.К. ЧиХрАдзе,                      цованных  гранитом  стилобатах  колонн.   лическими жертвенниками в виде полу-
          инженер по технологическому сопровождению   Каждая колонна украшена якорями и че-  сферических чаш-светильников.
          (ООО «АЖИО»)                        тырьмя парами ростров военных и торго-  У  подножия  Ростральных  колонн,
                                                                                  перпендикулярно  нижним  рострам,  по
                                                                                  оси  север  –  юг  располагаются  скуль-
                                                                                  птуры,  получившие  условные  названия
                                                                                  в  честь  четырех  великих  рек  России:  у
                                                                                  северной  колонны  –  Волга  и  Днепр,  у
                                                                                  южной  –  Нева  и  Волхов.  Скульптура
                                                                                  Днепра исполнена по модели Ж. Камбер-
                                                                                  лена, а три другие – по моделям Ж. Тибо.
                                                                                    Ансамбль  колонн  несет  аллегориче-
                                                                                  ский смысл, отражая могущество России
                                                                                  как военной и торговой, морской и реч-
                                                                                  ной державы.
                                                                                    Тома де Томон, архитектор Ростраль-
                                                                                  ных  колонн,  предлагал  использовать
                                                                                  бронзу  для  скульптурных  элементов,
                                                                                  считая  этот  металл  долговечным  и  под-
                                                                                  ходящим по статусу для отведенной ко-
                                                                                  лоннам роли. Но мастера того времени не
                                                                                  обладали  технологиями,  позволявшими
                                                                                  изготовить столь сложные конструкции.
                                                                                  В качестве замены был предложен стату-
                                                                                  арный пудостский камень (известковый


          46
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55