Page 45 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 45
на следие
изведения, но и служат важным истори-
ческим источником, графическими и жи-
вописными свидетельствами минувшей
войны.
Аварийно-
восстановительная работа
Важная роль отводилась архитекто-
рам в проведении аварийно-восстано-
вительных мероприятий. Они вклю-
чали в себя составление технических
заключений по пострадавшим зданиям,
консервацию и фиксацию разрушений
после бомбежек, а с весны 1942 г. – под-
готовку и проведение ремонта зданий
и коммуникаций. С самого начала войны
архитекторы вели маскировку следов
арт обстрелов, места повреждений в зда-
ниях оперативно закрывались фанерны-
ми щитами с нарисованными на них раз-
рушенными частями, чтобы не позволить
немцам зафиксировать места попаданий
местоположение относительно соседних Л.М. Тверской разработал новый ме- бомб и снарядов. Такие декорации были
зданий, чтобы в случае повреждения или тод фотообмера, позволявший фиксиро- установлены на домах № 30 и 68 по Нев-
смещения памятник можно было восста- вать здание на снимках с определенных скому проспекту, на здании банка рядом
новить на прежнем месте. точек, а затем выполнять чертежи уже с Домом книги, на фасадах Гостиного
Угроза повреждения или уничтоже- в условиях мастерских. По этой методике двора и в других местах.
ния архитектурных и скульптурных в 1943 г. были составлены чертежи фаса- В сентябре 1941 г. архитектурно-ху-
памятников вызвала необходимость дов Александринского театра. дожественные мастерские «Ленизо»
срочного их обмера. Эту работу в ок- Разрушения и повреждения, причи- были реорганизованы в аварийно-вос-
тябре 1941 г. Ленгорисполком поручил ненные памятникам, запечатлены и на становительные мастерские Отдела по
Отделу охраны памятников. ЛОССА многочисленных рисунках архитекторов делам искусств Ленгорисполкома. В них
тоже не оставалось в стороне – задачей И.М. Чайко, Я.О. Рубанчика, В.А. Ка- в разные годы работали архитекторы
его стало создание специальных бригад. менского, А.Л. Ротача, Э.Б. Бернштейна, К.Д. Халтурин, С.Н. Давыдов, Я.Д. Гли-
Более 100 архитекторов с помощника- А.К. Барутчева и многих других. Эти ри- кин, И.И. Варакин и др. Мастерская вела
ми – студентами Академии художеств, сунки, акварели, гравюры, литографии профилактику по защите памятников,
ЛИСИ и Московского архитектурного не только представляют интерес как мероприятия МПВО, ликвидировала
института вели эту кропотливую и важ- самостоятельные художественные про- повреждения зданий-памятников, пред-
ную работу. С сентября 1942 г. техни-
ческое, научное и художественное ру-
ководство процессом было возложено
на Л.А. Ильина, а с марта 1943 г. – на
В.Ф. Твелькмейера.
В марте 1943 г. разрозненные бригады
были объединены в Обмерный цех про-
изводственной группы ГИОП, состояв-
ший из 7, а затем 8 архитектурно-творче-
ских мастерских, руководство которыми
поручили Я.О. Рубанчику, А.П. Удален-
кову, С.Е. Бровцеву, Л.М. Тверскому,
А.М. Соколову, В.П. Яковлеву, В.В. Сте-
панову, Н.Н. Белехову.
В 1941 г. были составлены списки объ-
ектов, подлежащих фиксации в первую
очередь. В них вошли памятники, подвер-
гавшиеся наибольшей угрозе в связи с их
местоположением или размещением в них
военных организаций. В этом ряду были
ценные сооружения, не имевшие автор-
ских чертежей, что затруднило бы их вос-
становление, деревянные постройки, зда-
ния, которым были нанесены поражения.
41