Page 45 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 45

на следие


                                                                                    изведения, но и служат важным истори-
                                                                                    ческим источником, графическими и жи-
                                                                                    вописными  свидетельствами  минувшей
                                                                                    войны.

                                                                                    Аварийно-
                                                                                    восстановительная работа
                                                                                      Важная  роль  отводилась  архитекто-
                                                                                    рам  в  проведении  аварийно-восстано-
                                                                                    вительных  мероприятий.  Они  вклю-
                                                                                    чали  в  себя  составление  технических
                                                                                    заключений  по  пострадавшим  зданиям,
                                                                                    консервацию  и  фиксацию  разрушений
                                                                                    после бомбежек, а с весны 1942 г. – под-
                                                                                    готовку  и  проведение  ремонта  зданий
                                                                                    и коммуникаций. С самого начала войны
                                                                                    архитекторы  вели  маскировку  следов
                                                                                    арт обстрелов, места повреждений в зда-
                                                                                    ниях оперативно закрывались фанерны-
                                                                                    ми щитами с нарисованными на них раз-
                                                                                    рушенными частями, чтобы не позволить
                                                                                    немцам зафиксировать места попаданий
           местоположение относительно соседних   Л.М.  Тверской  разработал  новый  ме-  бомб и снарядов. Такие декорации были
           зданий, чтобы в случае повреждения или   тод фотообмера, позволявший фиксиро-  установлены на домах № 30 и 68 по Нев-
           смещения памятник можно было восста-  вать здание на снимках с определенных   скому проспекту, на здании банка рядом
           новить на прежнем месте.            точек,  а  затем  выполнять  чертежи  уже   с  Домом  книги,  на  фасадах  Гостиного
             Угроза  повреждения  или  уничтоже-  в условиях мастерских. По этой методике   двора и в других местах.
           ния  архитектурных  и  скульптурных   в 1943 г. были составлены чертежи фаса-  В  сентябре  1941  г.  архитектурно-ху-
           памятников   вызвала   необходимость   дов Александринского театра.      дожественные   мастерские   «Ленизо»
           срочного  их  обмера.  Эту  работу  в  ок-  Разрушения  и  повреждения,  причи-  были  реорганизованы  в  аварийно-вос-
           тябре  1941  г.  Ленгорисполком  поручил   ненные  памятникам,  запечатлены  и  на   становительные  мастерские  Отдела  по
           Отделу  охраны  памятников.  ЛОССА   многочисленных рисунках архитекторов   делам искусств Ленгорисполкома. В них
           тоже  не  оставалось  в  стороне  –  задачей   И.М.  Чайко,  Я.О.  Рубанчика,  В.А.  Ка-  в  разные  годы  работали  архитекторы
           его стало создание специальных бригад.   менского, А.Л. Ротача, Э.Б. Бернштейна,   К.Д. Халтурин, С.Н. Давыдов, Я.Д. Гли-
           Более  100  архитекторов  с  помощника-  А.К. Барутчева и многих других. Эти ри-  кин, И.И. Варакин и др. Мастерская вела
           ми  –  студентами  Академии  художеств,   сунки,  акварели,  гравюры,  литографии   профилактику  по  защите  памятников,
           ЛИСИ  и  Московского  архитектурного   не  только  представляют  интерес  как   мероприятия  МПВО,  ликвидировала
           института вели эту кропотливую и важ-  самостоятельные  художественные  про-  повреждения  зданий-памятников,  пред-
           ную  работу.  С  сентября  1942  г.  техни-
           ческое,  научное  и  художественное  ру-
           ководство  процессом  было  возложено
           на  Л.А.  Ильина,  а  с  марта  1943  г.  –  на
           В.Ф. Твелькмейера.
             В марте 1943 г. разрозненные бригады
           были объединены в Обмерный цех про-
           изводственной  группы  ГИОП,  состояв-
           ший из 7, а затем 8 архитектурно-творче-
           ских мастерских, руководство которыми
           поручили  Я.О.  Рубанчику,  А.П.  Удален-
           кову,  С.Е.  Бровцеву,  Л.М.  Тверскому,
           А.М. Соколову, В.П. Яковлеву, В.В. Сте-
           панову, Н.Н. Белехову.
             В 1941 г. были составлены списки объ-
           ектов,  подлежащих  фиксации  в  первую
           очередь. В них вошли памятники, подвер-
           гавшиеся наибольшей угрозе в связи с их
           местоположением или размещением в них
           военных  организаций.  В этом  ряду  были
           ценные  сооружения,  не  имевшие  автор-
           ских чертежей, что затруднило бы их вос-
           становление,  деревянные  постройки,  зда-
           ния, которым были нанесены поражения.


                                                                                                                  41
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50