Page 47 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 47

на следие



























           творческим поискам и научным изыска-  А.С. Рахмилович). Подготовка книги на-  в эвакуации. В 1941–1942 гг. прошли за-
           ниям архитекторов. Таковыми являются   чалась еще до войны, в 1940 г. Вновь к ра-  щиты диссертаций архитектора К.И. Ка-
           рисунки  Я.О.  Рубанчика  к  неизданной   боте над ней приступили в 1942-м, а че-  шина, историка архитектуры И.А. Барте-
           рукописи  «Незнакомый  Ленинград»,   рез год книга увидела свет. К сожалению,   нева, художника П.А. Шиллинговского.
           иллюстрации  к  рукописи  Л.А.  Ильина   не  все  ее  авторы  дожили  до  этого  дня:   Накопленный архитекторами за годы
           «Прогулки по Ленинграду».           А.Г.  Яцевич  и  А.С.  Рахмилович  умерли   войны опыт в защите и маскировке объ-
             В  феврале  1942  г.  ЛОССА  объявило   в блокаду. Тираж книги составлял 2,5 ты-  ектов,  обобщение  опыта  разрушений
           закрытый  конкурс  зарисовок  на  тему   сячи  экземпляров,  50  из  которых  были   и строительства в условиях военного вре-
           «Ленинград в дни Великой Отечествен-  именными.                          мени, восстановительного строительства
           ной  войны  и  блокады».  Для  этого  было   В  годы  войны  в  Ленинграде  прохо-  нашли отражение в исследованиях «Тех-
           получено разрешение на проведение за-  дили  многочисленные  выставки,  участ-  ническая маскировка города» Н.В. Бара-
           рисовок  на  улицах  города.  Итоги  твор-  никами  которых  были  и  архитекторы.   нова, «Планировка города, с учетом опы-
           ческого  соревнования  были  подведены   Произведения  ленинградских  мастеров   та  военного  времени»  и  «Расширение
           к  10  мая,  когда  в  Доме  архитектора  от-  неоднократно  экспонировались  и  в  Мо-  зоны  зеленых  насаждений  Ленинграда»
           крылась  выставка.  Первое  место  заняла   скве.                        Л.М.  Тверского.  Продолжался  сбор  ма-
           работа В.А. Каменского, вторую премию   Особое  место  в  блокадной  летописи   териалов  для  монографий  о  творчестве
           присудили коллективной работе В.А. Ка-  города  занимает  организация  выстав-  знаменитых архитекторов, об архитекту-
           менского  и  М.А.  Шепилевского,  третью   ки  «Героическая  оборона  Ленинграда».   ре Петербурга – Ленинграда. Г.Г. Гримм
           также получил М.А. Шепилевский и чет-  Решение  о  ее  создании  было  приня-  занимался  исследованием  творчества
           вертую  –  И.Г.  Явейн.  А.А.  Грушке  была   то  в  1943  г.  В  оформлении  экспозиции   А.Н. Воронихина и составлением катало-
           присуждена грамота.                 принимали  участие  многие  художники,   га чертежей К.И. Росси. Итогом научных
             Многие архитекторы вели в годы бло-  скульпторы,  архитекторы,  декораторы.   изысканий В.И. Пилявского по истории
           кады записи, сопровождая их многочис-  Выставка,  открывшаяся  1  мая  1944  г.,   здания  Адмиралтейства  стала  брошю-
           ленными  рисунками.  Таковы  дневники   в  1946  г.  была  преобразована  в  Музей   ра «А.Д. Захаров – зодчий (1761–1811).
           И.М.  Чайко,  А.С.  Никольского  и  др.,  а   обороны  Ленинграда.  В  1949  г.  музей   Очерк  о  жизни  и  деятельности»  (Л.,
           также дневник и рисунки Я.О. Рубанчи-  в  ходе  «ленинградского  дела»  был  раз-  1944). Архитектор А.С. Гинцберг продол-
           ка,  являющиеся  своеобразной  графиче-  громлен и в 1953-м – закрыт и расфор-  жал исследования по вопросам школьно-
           ской летописью жизни города-фронта.  мирован.                            го строительства.
             Итогом следующего конкурса 1942 г. –   Ленинградские  архитекторы  нашли   Большая научная работа велась в об-
           на агитплакат – стал выпуск агитацион-  применение  своим  творческим  силам   ласти охраны памятников. Она включа-
           но-художественного  плаката  «Защитим   и  в  качестве  театральных  художни-  ла  обследование  поврежденных  зданий,
           город Ленина – сокровищницу мирового   ков.  В  декабре  1942  г.  Б.Р.  Рубаненко   подготовку  докладов,  составление  би-
           искусства»  по  рисунку  А.К.  Барутчева.   и  И.И.  Фомин  оформили  спектакль   блиографической  и  иконографической
           Это событие было приурочено к праздно-  «Эсмеральда»,  поставленный  на  сцене   картотек  по  памятникам  Ленинграда
           ванию XXV годовщины Красной армии   Театра  комедии.  В  1943  г.  В.А.  Петров   и  многое  другое.  Архитекторы  и  исто-
           в феврале 1943 г. К этому же дню была   создал  эскизы  костюмов  к  постановке   рики  архитектуры  Г.Г.  Гримм,  Л.А.  Буб-
           организована выставка проектов конкур-  «Фашистский зверинец» для Ленинград-  нов,  В.И.  Пилявский,  Л.А.  Медерский,
           са на создание монумента, посвященного   ского фронтового цирка.         Е.Н.  Глезер,  В.А.  Таубер,  И.А.  Бартенев
           прорыву блокады Ленинграда.            Научно-исследовательская  деятель-  и другие составляли исторические справ-
             Особое  место  среди  публикаций  во-  ность  ленинградских  зодчих  не  преры-  ки и паспорта на архитектурные и скуль-
           енной  поры  занимает  монография  «Ле-  валась  и  в  войну.  Продолжались  заня-  птурные  памятники  города.  В.К.  Мака-
           нинград»,  изданная  к  240-летию  города   тия  в  Академии  художеств  (1941–1942   ров, Л.А. Ильин, А.Н. Петров занимались
           (авторы  Н.В.  Баранов,  С.М.  Земцов,   и  с  1944  г.)  и  в  ЛИСИ  (1941–1942  и   изучением  западного  опыта  охраны  па-
           Б.Р.  Рубаненко,  А.Г.  Яцевич,  фотограф   с 1943 г.) как в самом Ленинграде, так и   мятников  и  художественных  ценностей


                                                                                                                  43
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52