Page 47 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 47
на следие
творческим поискам и научным изыска- А.С. Рахмилович). Подготовка книги на- в эвакуации. В 1941–1942 гг. прошли за-
ниям архитекторов. Таковыми являются чалась еще до войны, в 1940 г. Вновь к ра- щиты диссертаций архитектора К.И. Ка-
рисунки Я.О. Рубанчика к неизданной боте над ней приступили в 1942-м, а че- шина, историка архитектуры И.А. Барте-
рукописи «Незнакомый Ленинград», рез год книга увидела свет. К сожалению, нева, художника П.А. Шиллинговского.
иллюстрации к рукописи Л.А. Ильина не все ее авторы дожили до этого дня: Накопленный архитекторами за годы
«Прогулки по Ленинграду». А.Г. Яцевич и А.С. Рахмилович умерли войны опыт в защите и маскировке объ-
В феврале 1942 г. ЛОССА объявило в блокаду. Тираж книги составлял 2,5 ты- ектов, обобщение опыта разрушений
закрытый конкурс зарисовок на тему сячи экземпляров, 50 из которых были и строительства в условиях военного вре-
«Ленинград в дни Великой Отечествен- именными. мени, восстановительного строительства
ной войны и блокады». Для этого было В годы войны в Ленинграде прохо- нашли отражение в исследованиях «Тех-
получено разрешение на проведение за- дили многочисленные выставки, участ- ническая маскировка города» Н.В. Бара-
рисовок на улицах города. Итоги твор- никами которых были и архитекторы. нова, «Планировка города, с учетом опы-
ческого соревнования были подведены Произведения ленинградских мастеров та военного времени» и «Расширение
к 10 мая, когда в Доме архитектора от- неоднократно экспонировались и в Мо- зоны зеленых насаждений Ленинграда»
крылась выставка. Первое место заняла скве. Л.М. Тверского. Продолжался сбор ма-
работа В.А. Каменского, вторую премию Особое место в блокадной летописи териалов для монографий о творчестве
присудили коллективной работе В.А. Ка- города занимает организация выстав- знаменитых архитекторов, об архитекту-
менского и М.А. Шепилевского, третью ки «Героическая оборона Ленинграда». ре Петербурга – Ленинграда. Г.Г. Гримм
также получил М.А. Шепилевский и чет- Решение о ее создании было приня- занимался исследованием творчества
вертую – И.Г. Явейн. А.А. Грушке была то в 1943 г. В оформлении экспозиции А.Н. Воронихина и составлением катало-
присуждена грамота. принимали участие многие художники, га чертежей К.И. Росси. Итогом научных
Многие архитекторы вели в годы бло- скульпторы, архитекторы, декораторы. изысканий В.И. Пилявского по истории
кады записи, сопровождая их многочис- Выставка, открывшаяся 1 мая 1944 г., здания Адмиралтейства стала брошю-
ленными рисунками. Таковы дневники в 1946 г. была преобразована в Музей ра «А.Д. Захаров – зодчий (1761–1811).
И.М. Чайко, А.С. Никольского и др., а обороны Ленинграда. В 1949 г. музей Очерк о жизни и деятельности» (Л.,
также дневник и рисунки Я.О. Рубанчи- в ходе «ленинградского дела» был раз- 1944). Архитектор А.С. Гинцберг продол-
ка, являющиеся своеобразной графиче- громлен и в 1953-м – закрыт и расфор- жал исследования по вопросам школьно-
ской летописью жизни города-фронта. мирован. го строительства.
Итогом следующего конкурса 1942 г. – Ленинградские архитекторы нашли Большая научная работа велась в об-
на агитплакат – стал выпуск агитацион- применение своим творческим силам ласти охраны памятников. Она включа-
но-художественного плаката «Защитим и в качестве театральных художни- ла обследование поврежденных зданий,
город Ленина – сокровищницу мирового ков. В декабре 1942 г. Б.Р. Рубаненко подготовку докладов, составление би-
искусства» по рисунку А.К. Барутчева. и И.И. Фомин оформили спектакль блиографической и иконографической
Это событие было приурочено к праздно- «Эсмеральда», поставленный на сцене картотек по памятникам Ленинграда
ванию XXV годовщины Красной армии Театра комедии. В 1943 г. В.А. Петров и многое другое. Архитекторы и исто-
в феврале 1943 г. К этому же дню была создал эскизы костюмов к постановке рики архитектуры Г.Г. Гримм, Л.А. Буб-
организована выставка проектов конкур- «Фашистский зверинец» для Ленинград- нов, В.И. Пилявский, Л.А. Медерский,
са на создание монумента, посвященного ского фронтового цирка. Е.Н. Глезер, В.А. Таубер, И.А. Бартенев
прорыву блокады Ленинграда. Научно-исследовательская деятель- и другие составляли исторические справ-
Особое место среди публикаций во- ность ленинградских зодчих не преры- ки и паспорта на архитектурные и скуль-
енной поры занимает монография «Ле- валась и в войну. Продолжались заня- птурные памятники города. В.К. Мака-
нинград», изданная к 240-летию города тия в Академии художеств (1941–1942 ров, Л.А. Ильин, А.Н. Петров занимались
(авторы Н.В. Баранов, С.М. Земцов, и с 1944 г.) и в ЛИСИ (1941–1942 и изучением западного опыта охраны па-
Б.Р. Рубаненко, А.Г. Яцевич, фотограф с 1943 г.) как в самом Ленинграде, так и мятников и художественных ценностей
43