Page 44 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 44

на следие

































          трассе; Ф.Ф. Олейник составлял проек-  Инспекции была поручена маскиров-  щем  состоянии,  ремонтировать,  менять.
          ты  маскировки  огневых  точек,  окопов,   ка золотых куполов и шпилей зданий-па-  В 1945 г. альпинисты вновь поднялись на
          блиндажей  и  др.  Группа  архитекторов   мятников, служивших ориентирами для   шпили и купола, чтобы снять маскировку.
          скрывала  корабли  Балтийского  флота,   вражеских  обстрелов.  Установить  леса   В обязанности ГИОП входила защита
          стоявшие на Неве.                   в то время было невозможно – не было   городских  монументов  и  садово-парко-
                                              ни материалов, ни рабочей силы. Неудач-  вой скульптуры. План этих мероприятий
          На защите                           ными оказались и попытки использовать   был  утвержден  Решением  Исполкома
          архитектурных шедевров              аэростаты для укрытия шпилей чехлами.   Ленгорсовета № 162 от 25 июня 1941 г.
                                                                                  Под руководством скульптора И.В. Кре-
                                              Тогда по предложению районного архи-
            Без  опыта  архитекторов  невозможно   тектора  ГИОП  Н.М.  Уствольской  было   стовского этой работой занимались мно-
          было  решить  проблему  сохранения  ар-  принято решение привлечь к маскировке   гие  архитекторы  и  художники.  Среди
          хитектурных  памятников  и  монументов   ленинградских   спортсменов-альпини-  них Л.М. Шуляк, Я.Д. Гликин, К.Д. Хал-
          города. Координация этих мероприятий   стов  –  участников  спортивной  секции   турин,  А.Э.  Гессен,  М.З.  Тарановская,
          велась  специалистами  Отдела  охраны   ДСО  «Искусство».  В  этой  группе  ока-  Н.Д.  Зезин,  О.Н.  Шилина,  студенты
          памятников  Управления  по  делам  ис-  зались  пианистка  О.А.  Фирсова,  секре-  и  преподаватели  Академии  художеств
          кусств  Леноблсовета,  возглавляемого   тарь  ДСО  А.И.  Пригожева,  сотрудник   и  ЛИСИ.  В  каждую  бригаду  входили
          в годы войны Н.Н. Белеховым. Сотруд-  киностудии  «Ленфильм»  А.А.  Земба,   скульптор,  архитектор  и  техник-строи-
          ники  отдела  вели  обследование  и  на-  младший  лейтенант  М.М.  Бобров,  вио-  тель.
          блюдение  за  состоянием  памятников,   лончелист.  М.И.  Шестаков,  художница   Способы  маскировки  памятников
          готовили  здания  к  зиме,  выявляли  по-  Т.Э. Визель. Руководили маскировочной   были  самые  разнообразные.  Вокруг  мо-
          ражения  и  определяли  решения  для  их   спецбригадой  Отдела  охраны  памятни-  нументов,  в  числе  которых  были  «Мед-
          ликвидации. Этим занимались районные   ков архитектор С.Н. Давыдов и инженер   ный  всадник»,  памятники  Николаю  I,
          архитекторы  О.Н.  Шилина,  М.М.  На-  Л.А. Жуковский.                  Екатерине  II,  памятник  В.И.  Ленину  у
          лимова,  Н.Д.  Зезин,  Е.К.  Коржавина,   Способы маскировки зависели от ме-  Финляндского  вокзала,  С.М.  Кирову
          В.А.  Симонсон,  И.Г.  Капцюг,  Е.Н.  Рах-  тода золочения. Шпили Адмиралтейства   и  др.,  устанавливали  специальные  со-
          манина,  О.А.  Остроумова,  Н.П.  Чайка,   и Инженерного замка, Крестовоздвижен-  оружения  из  деревянного  каркаса,  за-
          Н.М. Уствольская и др.              ской церкви, купола Никольского собора,   полненного  песком  или  мешками  с  пе-
            В  подчинении  отдела,  где  в  1942  г.   церкви Спаса на Сенной, Владимирской   ском.  Памятники  И.Ф.  Крузенштерну,
          числилось  14  человек,  были  аварийно-  церкви,  покрытые  сусальным  золотом,   И.А.  Крылову,  сфинксы  у  Академии
          восстановительный  батальон,  бригады   были зашиты в чехлы. Купола Исаакиев-  художеств,  часть  скульптуры  Летнего
          верхолазов,  обмерщиков.  41  человек,   ского  и  Петропавловского  соборов,  при   сада  укрывали  в  деревянные  футляры.
          включая сотрудников отдела и работав-  золочении  которых  использовалась  тех-  Скульптурные  группы  с  Аничкова  мо-
          ших  под  его  началом  бригад,  погибли   ника  гальванопластики,  окрашивались   ста,  памятник  Петру  I  перед  Инженер-
          в блокадном городе.                 серой шаровой масляной краской.     ным  замком,  Александру  III,  парковая
            21  ноября  1943  г.  было  принято   Маскировку в 1941–1942 гг. проводи-  скульптура пригородных дворцов, а так-
          решение  об  организации  городско-  ли в несколько этапов. Верхолазам не раз   же  статуя  Анны  Иоанновны  с  арапчон-
          го  Управления  по  делам  архитектуры,   приходилось преодолевать эти вершины:   ком из экспозиции Русского музея были
          в  структуре  которого  создавалась  Госу-  техническое  состояние  маскировочных   сняты с постаментов и зарыты в землю.
          дарственная инспекция по охране памят-  чехлов, окраску куполов в блокаду необ-  Предварительно  памятники  обмеряли
          ников (ГИОП).                       ходимо  было  поддерживать  в  надлежа-  и  фотографировали,  фиксировалось  их


          40
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49