Page 43 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 43

на следие


           «Сейчас в Советском Союзе нет больше   ди  них  Г.А.  Симонов,  Г.В.  Никитин,   вич, Г.И. Свирин, О.Г. Вядро. Важнейшей
           мирных профессий. Отныне все гражда-  М.В.  Морозов,  Е.А.  Левинсон,  А.П.  Ла-  задачей  стала  маскировка  промышлен-
           не  СССР  работают  только  на  оборону,   пиров,  Б.Р.  Рубаненко,  О.И.  Гурьев,   ных, оборонных и стратегически важных
           только  на  защиту  своей  социалистиче-  А.А.  Оль,  А.П.  Морозов,  А.Н.  Колесов,   объектов.  Еще  до  войны,  летом  1940  г.,
           ской  отчизны…».  Это  обращение  было   Н.М.  Верижников,  В.Ф.  Овчинников,   АПУ было поручено разработать предло-
           принято зодчими страны и города – оно   Б.Н. Журавлев, В.П. Негурей, Я.О. Свир-  жения по этому вопросу. Главным архи-
           призывало к тому, чтобы направить свою   ский,  И.М.  Чайко,  Ю.М.  Цариковский,   тектором  Ленинграда  Н.В.  Барановым,
           работу на оборону.                  С.М. Шифрин, А.Л. Ротач и многие дру-  назначенным в начале войны начальни-
             14  июля  1941  г.  на  расширенном  за-  гие.  Большую  помощь  в  этой  области   ком специальной службы, был проведен
           седании  Президиума  правления  Ленин-  оказывали  преподаватели  и  студенты   рекогносцировочный  полет  над  Ленин-
           градского  отделения  Союза  советских   Ленинградского  инженерно-строитель-  градом.  В  том  же  году  были  составле-
           архитекторов (ЛОССА) были определе-  ного института.                     ны  схемы  укрытия  Смольного  и  Тав-
           ны  первоочередные  задачи  ленинград-  Первоочередной  задачей  стало  стро-  рического  дворцов,  Охтенского  моста,
           ских архитекторов, прежде всего, участие   ительство  убежищ  и  укрытий  для  насе-  главной  водопроводной  станции.  Кроме
           в оборонных мероприятиях.           ления.  Архитекторы  были  незаменимы   того, как писала архитектор Э.Г. Левина,
             Многие архитекторы ушли на фронт,   здесь  в  качестве  проектировщиков,  экс-  «мастерские Театра оперы и балета име-
           некоторые  эвакуировались,  тем,  кто   пертов и консультантов по строительству   ни С.М. Кирова выполнили макеты, по-
           оставался  в  осадном  городе,  пришлось   и  оборудованию  газо-  и  бомбоубежищ,   зволявшие  проверить  в  натуре  приемы
           менять повседневную жизнь и професси-  щелей и полевых укрытий. В 1941 г. в Ар-  маскировки.  Непосвященным  говорили,
           ональную деятельность. Зодчие стали не-  хитектурно-планировочном  управлении   что  готовятся  киносъемки».  В  начале
           заменимы там, где требовались их инже-  (АПУ) был организован Сектор спецсо-  1941 г. АПУ были представлены на рас-
           нерная,  конструкторская,  строительная   оружений, которым руководил Д.Л. Кри-  смотрение   Исполкома   Ленгорсовета
           подготовка и опыт.                  чевский,  а  после  его  гибели  в  1942  г.  –   проекты генеральной схемы технической
                                               А.С.  Гинцберг.  За  годы  войны  отдел   маскировки всего города (арх. Н.В. Бара-
           Оборонные рубежи и маскировка       спроектировал и построил более 500 объ-  нов,  М.В.  Морозов  и  А.И.  Наумов),  од-
                                               ектов.  В  числе  его  сотрудников  были   ного  из  микрорайонов,  а  также  главной
             В первые месяцы войны архитекторы   архитекторы  Ф.З.  Мазель,  Э.Г.  Левина,   водопроводной станции.
           были  привлечены  к  руководству  и  уча-  А.С. Богорад, Н.В. Степной, Е.Г. Мелик-  За основу был взят принцип объемной
           стию  в  строительстве  оборонных  рубе-  Богдасарова,  А.Д.  Трушина,  Н.Г.  Блау,   маскировки,  решавшей  проблему  све-
           жей города и различных военных объек-  И.З.  Масеев,  инженеры  А.С.  Глушко,   тотеней  и  не  позволявшей  обнаружить
           тов. Более 300 специалистов участвовали   Е.И. Солина, А.И. Евдокимова, В.С. Са-  с различных высот и точек объект, кото-
           в создании оборонных укреплений. Сре-  пожникова,  Е.И.  Лупанов,  М.И.  Мееро-  рый  визуально  сливался  с  окружающей
                                                                                    застройкой или ландшафтом. Отдельные
                                                                                    постройки  и  целые  участки  визуально
                                                                                    превращали в зеленые массивы, застрой-
                                                                                    ку. Для этого на территории участков, на
                                                                                    крышах устанавливались макеты зданий,
                                                                                    руины, в частности мосты и вокзалы, та-
                                                                                    ким  образом,  зрительно  «продлевали»
                                                                                    улицы.
                                                                                      Немцам было известно о существова-
                                                                                    нии  и  местоположении  нефтебаз,  аэро-
                                                                                    дромов,  вокзалов,  чтобы  отвести  от  них
                                                                                    внимание, рядом с ними строились лож-
                                                                                    ные  дублеры.  Окраска  декораций  изме-
                                                                                    нялась в соответствии со сменой времен
                                                                                    года.  Этим  занимались  декорационные
                                                                                    мастерские  театров,  художники,  архи-
                                                                                    текторы.
                                                                                      Около  300  архитекторов  трудились
                                                                                    над созданием проектов укрытий знако-
                                                                                    вых объектов. Укрытие Смольного было
                                                                                    поручено  А.И.  Гегелло,  главной  водо-
                                                                                    проводной станции – М.Я. Розенфельду,
                                                                                    нефтебазы «Ручьи» – Г.Е. Александрову
                                                                                    и Е.С. Хмелевской, вокзалов – И.Г. Явей-
                                                                                    ну, мостов – Д.М. Шпрайзеру, А.А. Груш-
                                                                                    ке, К.А. Игнатову и А.М. Соколову.
                                                                                      Подобные задачи решались и при стро-
                                                                                    ительстве оборонных рубежей и военных
                                                                                    сооружений.  В  частности,  Л.Ю.  Гальпе-
                                                                                    рин,  В.А.  Каменский  и  М.А.  Шепилев-
                                                                                    ский  работали  на  Ладожской  ледовой


                                                                                                                  39
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48