Page 46 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 46
на следие
упреждая их дальнейшее разрушение. и по учету причиненного ими ущерба, нич, И.Г. Капцюг и др. В их обязанно-
Проводились ремонт поврежденных организованной по решению Ленгор- сти входило обследование и экспертиза
крыш, укрепление живописи и элемен- исполкома от 6 мая 1943 г. В ее состав поврежденных и разрушенных зданий
тов декора, сохранение деталей отделки, входили представители руководства го- и сооружений, сбор документальных ма-
зашивка оконных и дверных проемов. рода, ученые, художники, архитекторы, териалов, заявлений и свидетельских по-
Особое значение приобрела подготовка сотрудники музеев, артисты, писатели казаний очевидцев, определение суммы
города к зиме 1942–1943 гг., начавшаяся и др. В деятельности комиссии участво- ущерба, а также состава и объема необхо-
еще летом 1942 г. Помимо ремонта зданий вали главный архитектор Ленинграда димых восстановительных работ.
и коммуникаций, она включала разбор Н.В. Баранов, члены-корреспонденты
деревянных строений на дрова. Архитек- Академии архитектуры СССР А.И. Ге- Блокадное творчество
торам было поручено обследование де- гелло, Е.А. Левинсон, А.А. Оль, началь-
ревянных построек и выявление зданий, ник ГИОП Н.Н. Белехов, архитекторы То, что делали ленинградские зодчие
подлежащих сохранению или сносу. В.В. Степанов, В.И. Пилявский, А.П. Уда- для обороны города, трудно переоценить.
С мая 1943 г. ленинградские архитек- ленков, Н.П. Гундобин, А.М. Соколов, Оборонные мероприятия требовали мак-
торы принимали участие в Городской Г.Г. Гримм, С.М. Дребезгов, сотрудники симальной отдачи сил и времени, но они
комиссии по расследованию злодея- ГИОП М.М. Налимова, С.С. Твардов- не могли вытеснить стремления к твор-
ний немецко-фашистских захватчиков ская, В.А. Варданянц, С.В. Попова-Гу- честву. В блокаду чрезвычайно необхо-
димо было не забывать о том, насколько
высок творческий потенциал архитекто-
ров и как важно его оценивать, дать воз-
можность развиваться. ЛОССА, ГИОП,
АПУ, понимая это, взялись за организа-
цию творческих конкурсов.
В декабре 1941 г. был объявлен
первый конкурс на разработку проек-
тов монументально-художественного
оформления площадей Ленинграда,
расположенных в центре города, в ра-
бочих районах и у магистралей, от ко-
торых начинался путь войск на фронт.
Это площади у Финляндского вокзала,
Александро-Невской лавры, Сенная пло-
щадь, перекресток Невского проспекта
и Садовой улицы, Нарвская площадь.
В конкурсе приняли участие известные
зодчие: А.С. Никольский, А.С. Гинц-
берг, В.Ф. Твелькмейер, В.А. Каменский,
Л.В. Руднев и др.
В дальнейшем участие архитекторов
в агитационно-художественном оформ-
лении города прежде всего выражалось
в создании плакатов, листовок, основны-
ми темами которых были наглядная аги-
тация, пропаганда оборонных меропри-
ятий и средств ПВО, подготовка города
к зиме и др.
В июле 1942 г., по поручению горкома
ВКП(б), ЛОССА и ГИОП объявили кон-
курс на агитплакат, обличающий разру-
шение фашизмом культурных ценностей.
На суд организаторов было представлено
18 проектов. Приглашения на участие
в конкурсе получили и находившие-
ся в действующей армии архитекторы
М.К. Бенуа, Л.Е. Асс и Л.Г. Голубовский.
Плакат, выполненный А.К. Барутчевым
и занявший I место, в дальнейшем был
издан массовым тиражом.
В годы войны зодчие делали зарисов-
ки, запечатлевшие как облик города, так
и различные стороны блокадной жизни.
Создавались серии рисунков, акварелей,
некоторые посвящались мирной жизни,
42