Page 46 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 46

на следие


          упреждая  их  дальнейшее  разрушение.   и  по  учету  причиненного  ими  ущерба,   нич,  И.Г.  Капцюг  и  др.  В  их  обязанно-
          Проводились   ремонт   поврежденных   организованной  по  решению  Ленгор-  сти  входило  обследование  и  экспертиза
          крыш,  укрепление  живописи  и  элемен-  исполкома  от  6  мая  1943  г.  В  ее  состав   поврежденных  и  разрушенных  зданий
          тов декора, сохранение деталей отделки,   входили  представители  руководства  го-  и сооружений, сбор документальных ма-
          зашивка оконных и дверных проемов.  рода,  ученые,  художники,  архитекторы,   териалов, заявлений и свидетельских по-
            Особое значение приобрела подготовка   сотрудники  музеев,  артисты,  писатели   казаний  очевидцев,  определение  суммы
          города  к  зиме  1942–1943  гг.,  начавшаяся   и др. В деятельности комиссии участво-  ущерба, а также состава и объема необхо-
          еще летом 1942 г. Помимо ремонта зданий   вали  главный  архитектор  Ленинграда   димых восстановительных работ.
          и  коммуникаций,  она  включала  разбор   Н.В.  Баранов,  члены-корреспонденты
          деревянных  строений  на  дрова.  Архитек-  Академии  архитектуры  СССР  А.И.  Ге-  Блокадное творчество
          торам  было  поручено  обследование  де-  гелло,  Е.А.  Левинсон,  А.А.  Оль,  началь-
          ревянных  построек  и  выявление  зданий,   ник  ГИОП  Н.Н.  Белехов,  архитекторы   То,  что  делали  ленинградские  зодчие
          подлежащих сохранению или сносу.    В.В. Степанов, В.И. Пилявский, А.П. Уда-  для обороны города, трудно переоценить.
            С мая 1943 г. ленинградские архитек-  ленков,  Н.П.  Гундобин,  А.М.  Соколов,   Оборонные мероприятия требовали мак-
          торы  принимали  участие  в  Городской   Г.Г.  Гримм,  С.М.  Дребезгов,  сотрудники   симальной отдачи сил и времени, но они
          комиссии  по  расследованию  злодея-  ГИОП  М.М.  Налимова,  С.С.  Твардов-  не могли вытеснить стремления к твор-
          ний  немецко-фашистских  захватчиков   ская,  В.А.  Варданянц,  С.В.  Попова-Гу-  честву.  В  блокаду  чрезвычайно  необхо-
                                                                                  димо было не забывать о том, насколько
                                                                                  высок творческий потенциал архитекто-
                                                                                  ров и как важно его оценивать, дать воз-
                                                                                  можность  развиваться.  ЛОССА,  ГИОП,
                                                                                  АПУ, понимая это, взялись за организа-
                                                                                  цию творческих конкурсов.
                                                                                    В  декабре  1941  г.  был  объявлен
                                                                                  первый  конкурс  на  разработку  проек-
                                                                                  тов   монументально-художественного
                                                                                  оформления   площадей   Ленинграда,
                                                                                  расположенных  в  центре  города,  в  ра-
                                                                                  бочих  районах  и  у  магистралей,  от  ко-
                                                                                  торых  начинался  путь  войск  на  фронт.
                                                                                  Это  площади  у  Финляндского  вокзала,
                                                                                  Александро-Невской лавры, Сенная пло-
                                                                                  щадь,  перекресток  Невского  проспекта
                                                                                  и  Садовой  улицы,  Нарвская  площадь.
                                                                                  В  конкурсе  приняли  участие  известные
                                                                                  зодчие:  А.С.  Никольский,  А.С.  Гинц-
                                                                                  берг, В.Ф. Твелькмейер, В.А. Каменский,
                                                                                  Л.В. Руднев и др.
                                                                                    В  дальнейшем  участие  архитекторов
                                                                                  в  агитационно-художественном  оформ-
                                                                                  лении  города  прежде  всего  выражалось
                                                                                  в создании плакатов, листовок, основны-
                                                                                  ми темами которых были наглядная аги-
                                                                                  тация,  пропаганда  оборонных  меропри-
                                                                                  ятий и средств ПВО, подготовка города
                                                                                  к зиме и др.
                                                                                    В июле 1942 г., по поручению горкома
                                                                                  ВКП(б), ЛОССА и ГИОП объявили кон-
                                                                                  курс  на  агитплакат,  обличающий  разру-
                                                                                  шение фашизмом культурных ценностей.
                                                                                  На суд организаторов было представлено
                                                                                  18  проектов.  Приглашения  на  участие
                                                                                  в  конкурсе  получили  и  находившие-
                                                                                  ся  в  действующей  армии  архитекторы
                                                                                  М.К. Бенуа, Л.Е. Асс и Л.Г. Голубовский.
                                                                                  Плакат,  выполненный  А.К.  Барутчевым
                                                                                  и  занявший  I  место,  в  дальнейшем  был
                                                                                  издан массовым тиражом.
                                                                                    В годы войны зодчие делали зарисов-
                                                                                  ки, запечатлевшие как облик города, так
                                                                                  и различные стороны блокадной жизни.
                                                                                  Создавались серии рисунков, акварелей,
                                                                                  некоторые  посвящались  мирной  жизни,


          42
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51