Page 51 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 51

на следие
           Скульптура Днепр, конец 1920-х гг.

                                               пины  Плутоном»,  фриз  фасада  Горного   Как  указывалось  ранее,  в  силу  осо-
                                               института и статуи Адмиралтейства. Из   бенностей  образования,  запасы  туфа
                                               «строительного» пудостского туфа были   в окрестностях Петербурга были сравни-
                                               вытесаны  12  колонн  Горного  корпуса,   тельно невелики. К тому же с середины
                                               28 колонн Адмиралтейства и 126 наруж-  XIX  в.  с  постепенным  уходом  моды  на
                                               ных колонн и 12 полуколонн Казанского   классицизм его и гажу использовали для
                                               собора, а также капители к ним.      получения высококачественной извести,
                                                  К  сожалению,  особенность  структуры   и к концу XIX в. залежи оказались исчер-
                                               камня,  упрощавшая  работу  скульпторов,   паны, а разработки прекратили деятель-
                                               очень  скоро  проявила  себя  не  с лучшей   ность.
                                               стороны в особенностях климата Северной   Уже  в  конце  1880-х  гг.,  когда  про-
                                               столицы:  уже  через  декаду  наглядно  на-  водился  ремонт  отдельных  элементов
                                               блюдалось  прогрессирующее  ухудшение   скульптур,  мастера  оказались  в  слож-
                                               состояния скульптур в условиях открытой   ном  положении:  требуемый  для  вста-
                                               атмосферы.  Для  поддержания  их  состоя-  вок  материал  был  недоступен.  По  не-
                                               ния  использовались  различные  обмазки   подтвержденным  данным  (по  аналогии
                                               и  окрашивание,  периодически  наиболее   с работами того периода на территории
                                               деструктированные  элементы  заменяли   Гатчинского  ансамбля),  им  пришлось
           туф),  залежи  и  ломки  которого  находи-  вставками из оригинального материала.  снимать часть туфовой облицовки с дру-
           лись недалеко от города, в долине р. Пу-  Стоит  заметить,  что  известковый   гих объектов, срезать камень с тыльной
           дости  Санкт-Петербургской  губернии,   туф  аналогичным  образом  проявил  свои   стороны,  облицовку  возвращать  на  ме-
           недалеко  от  Гатчины  (ныне  Гатчинский   свойства  и  на  других  объектах:  «Недо-  сто,  а  срез  использовать  для  восполне-
           р-н Ленинградской области).         статком этого камня была крупная ра-  ния утрат [4].
             Камнетесные  работы  были  выполне-  ковистая  пористость,  благодаря  кото-  Таким  образом,  уже  к  концу  XIX  –
           ны артелью С.К. Суханова и завершены   рой  он  легко  поддавался  атмосферным   началу XX в. скульптуры Ростральных
           в 1813 г. Следует отметить, что в первой   влияниям, сильно бурел и крошился, теряя   колонн  представляли  собой  весьма  не-
           половине  XIX  в.  статуарный  извест-  изначальные формы профилей и орнамен-  однородную  конструкцию,  состоящую
           ковый  туф  считался  практически  иде-  тов,  –  писал  реставратор  А.Б.  Аплак-  из фрагментов оригинального материа-
           альным  материалом  для  «вырезания»   син.   –   Это   неприятное   свойство   ла, вставок, выполненных не только из
           скульптур благодаря простоте обработки   пудожского (особенность написания в на-  «статуарного»  камня,  но  и  из  прочих
           и  особым  декоративным  свойствам.  По   чале XX в. – Прим. ред.) камня заставило   разновидностей туфа, существенно от-
           мнению  мастеров,  теплый  природный   строителя Казанского собора произвести   личающихся  от  аутентичного  камня
           цвет  туфа  даже  более  подходил  для  ва-  над ним еще одну работу, а именно зате-  своими  физико-механическими  свой-
           яния  человеческих  фигур,  чем  «холод-  реть всю поверхность камня тонким сло-  ствами (в первую очередь кавернозно-
           ный» белый мрамор, а внешнее сходство   ем  рижского  алебастра,  а  во  избежание   стью),  а  также  многослойных  обмазок
           с древним, будто выветрившимся за сто-  разноколерности  окрасить  известковой   и  окрасок.  Безусловно,  поддержание
           летия  камнем  объясняет  его  популяр-  краской под основной цвет натурального   такой  разнородной  системы  представ-
           ность в эпоху классицизма, когда по всей   камня» [1]. Собор воздвигал-  ляется сложной научной задачей и при
           Европе  возводили  современные  «древ-  ся в период с 1801 по 1811 г.,   современном  уровне  развития  рестав-
           ности» в римском и греческом стиле. Той   дополнительная  затирка        рационной  науки,  а  реставраторы  про-
           же  артелью  из  «статуарного»  пудост-  потребовалась  менее  чем       шлого и вовсе столкнулись с ситуацией,
           ского камня по моделям С.С. Пименова   через 10 лет после нача-          когда появление новых способов защи-
           и В.И. Демут-Малиновского были высе-  ла  строительства,  еще            ты  не  соответствовало  динамике  про-
           чены скульптурные группы «Геракл, уду-  в  момент  производ-             цессов  разрушения  камня  скульптур
           шающий  Антея»,  «Похищение  Прозер-  ства работ.                        в условиях городской среды.


























                                                                               Реставрация Ростральных колонн на фоне работ
                                                                                  по переустройству Биржевого сквера, 1926 г.
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56