Page 51 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 51
на следие
Скульптура Днепр, конец 1920-х гг.
пины Плутоном», фриз фасада Горного Как указывалось ранее, в силу осо-
института и статуи Адмиралтейства. Из бенностей образования, запасы туфа
«строительного» пудостского туфа были в окрестностях Петербурга были сравни-
вытесаны 12 колонн Горного корпуса, тельно невелики. К тому же с середины
28 колонн Адмиралтейства и 126 наруж- XIX в. с постепенным уходом моды на
ных колонн и 12 полуколонн Казанского классицизм его и гажу использовали для
собора, а также капители к ним. получения высококачественной извести,
К сожалению, особенность структуры и к концу XIX в. залежи оказались исчер-
камня, упрощавшая работу скульпторов, паны, а разработки прекратили деятель-
очень скоро проявила себя не с лучшей ность.
стороны в особенностях климата Северной Уже в конце 1880-х гг., когда про-
столицы: уже через декаду наглядно на- водился ремонт отдельных элементов
блюдалось прогрессирующее ухудшение скульптур, мастера оказались в слож-
состояния скульптур в условиях открытой ном положении: требуемый для вста-
атмосферы. Для поддержания их состоя- вок материал был недоступен. По не-
ния использовались различные обмазки подтвержденным данным (по аналогии
и окрашивание, периодически наиболее с работами того периода на территории
деструктированные элементы заменяли Гатчинского ансамбля), им пришлось
туф), залежи и ломки которого находи- вставками из оригинального материала. снимать часть туфовой облицовки с дру-
лись недалеко от города, в долине р. Пу- Стоит заметить, что известковый гих объектов, срезать камень с тыльной
дости Санкт-Петербургской губернии, туф аналогичным образом проявил свои стороны, облицовку возвращать на ме-
недалеко от Гатчины (ныне Гатчинский свойства и на других объектах: «Недо- сто, а срез использовать для восполне-
р-н Ленинградской области). статком этого камня была крупная ра- ния утрат [4].
Камнетесные работы были выполне- ковистая пористость, благодаря кото- Таким образом, уже к концу XIX –
ны артелью С.К. Суханова и завершены рой он легко поддавался атмосферным началу XX в. скульптуры Ростральных
в 1813 г. Следует отметить, что в первой влияниям, сильно бурел и крошился, теряя колонн представляли собой весьма не-
половине XIX в. статуарный извест- изначальные формы профилей и орнамен- однородную конструкцию, состоящую
ковый туф считался практически иде- тов, – писал реставратор А.Б. Аплак- из фрагментов оригинального материа-
альным материалом для «вырезания» син. – Это неприятное свойство ла, вставок, выполненных не только из
скульптур благодаря простоте обработки пудожского (особенность написания в на- «статуарного» камня, но и из прочих
и особым декоративным свойствам. По чале XX в. – Прим. ред.) камня заставило разновидностей туфа, существенно от-
мнению мастеров, теплый природный строителя Казанского собора произвести личающихся от аутентичного камня
цвет туфа даже более подходил для ва- над ним еще одну работу, а именно зате- своими физико-механическими свой-
яния человеческих фигур, чем «холод- реть всю поверхность камня тонким сло- ствами (в первую очередь кавернозно-
ный» белый мрамор, а внешнее сходство ем рижского алебастра, а во избежание стью), а также многослойных обмазок
с древним, будто выветрившимся за сто- разноколерности окрасить известковой и окрасок. Безусловно, поддержание
летия камнем объясняет его популяр- краской под основной цвет натурального такой разнородной системы представ-
ность в эпоху классицизма, когда по всей камня» [1]. Собор воздвигал- ляется сложной научной задачей и при
Европе возводили современные «древ- ся в период с 1801 по 1811 г., современном уровне развития рестав-
ности» в римском и греческом стиле. Той дополнительная затирка рационной науки, а реставраторы про-
же артелью из «статуарного» пудост- потребовалась менее чем шлого и вовсе столкнулись с ситуацией,
ского камня по моделям С.С. Пименова через 10 лет после нача- когда появление новых способов защи-
и В.И. Демут-Малиновского были высе- ла строительства, еще ты не соответствовало динамике про-
чены скульптурные группы «Геракл, уду- в момент производ- цессов разрушения камня скульптур
шающий Антея», «Похищение Прозер- ства работ. в условиях городской среды.
Реставрация Ростральных колонн на фоне работ
по переустройству Биржевого сквера, 1926 г.