Page 67 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 67

НА СЛЕДИЕ


           ден  деревянный  двухэтажный  дом  (объ-  Одновременно с дачей доктора Цвета   ресно, что здесь Вайтенс демонстрирует
           ект  культурного  наследия  «Дача  доктора   на бывшей Железнодорожной улице (ул.   концептуально тот же самый подход, что
           Клячко»). Объем здания чрезвычайно вы-  Андреева, 12, объект культурного насле-  и архитекторы двух описанных выше дач
           разителен. Разновысокие крыши сложных   дия  «Дача  Важевской»)  был  возведен   Сестрорецкого Курорта: он не обшивает
           криволинейных очертаний придают обли-  большой  бревенчатый  дом.  В  этой  по-  фасады,  а,  наоборот,  также  показывает
           ку здания динамичность, характерную для   стройке  неизвестный  автор  (Гингер  С.Г.   конструкцию из необшитых бревен, тем
           построек «нового стиля». Пространствен-  –  ?)  обращается  к  традициям  русского   самым  напоминая  о  народных  истоках
           но-планировочная  схема  проста  и  рацио-  народного  зодчества,  но  пересказывает   деревянного  зодчества.  Однако  в  этом
           нальна.  Объединенные  общим  вестибю-  народную архитектуру языком модерна,   случае разноразмерные оконные проемы
           лем помещения первого этажа делятся на   сохраняя ее основополагающий принцип:   не съедают плоскость стены, скорее под-
           три группы: подсобные, рабочие, личные;   неразрывную слитность конструктивно-  черкивают ее прочность и брутальность.
           для каждой имеется отдельный вход. Ло-  го и декоративного начал. К сожалению,   Оба этих дома сохранились до наших
           гической связи между интерьером и эксте-  в настоящее время здание затянуто плот-  дней, имеют статус объектов культурно-
           рьером подчинено расположение оконных   ной зеленой сеткой и состояние его, судя   го наследия, но визуально определить их
           проемов, балконов, террас, и они же, бла-  по всему, близко к аварийному.  степень сохранности проблематично, так
           годаря  изяществу  прорисовки,  окраске,   В  начале  80-х  годов  прошлого  века   как  оба  существуют  за  глухим  забором,
           контрастирующей с основным полем бре-  на  улице  Горького  под  номером  13  еще   но это и не является задачей настоящей
           венчатых стен, местоположению, являют-  можно  было  увидеть  деревянный  двух-  публикации.
           ся несомненным украшением фасадов.  этажный дом с мезонином. Это была дача   Цель этой статьи – напомнить о том,
             На живописном берегу реки Сестры в   преподавателя  Института  гражданских   что  петербургская  дачная  архитектура
           конце 1900-х годов была построена дача   инженеров В.Н. Пясецкого, построенная   рубежа XIX–XX веков является яркой и
           доктора Д.М. Цвета. Автор ее архитектор   по его же проекту в 1901 году. По своим   оригинальной страницей в истории оте-
           Ф.Ф. фон Постельс – один из самых свое-  формам и композиции эта дача ближе к   чественного зодчества, и было бы очень
           образных  и  утонченных  петербургских   загородным постройкам 1870–1890-х го-  важно  сохранить  ее  не  только  на  фото-
           зодчих того времени. Дача представляла   дов. Однако в качестве декора зодчий ис-  снимках  или  обмерах.  Можно  заметить,
           собой  изящный  коттедж  (в  настоящее   пользует причудливо изогнутый ложный   что  зачастую  она  является  отправной
           время  полностью  утрачен),  решенный  в   фахверк,  уже  характерный  для  раннего   точкой  для  современных  проектов  по-
           традициях романтического модерна. Фа-  модерна.                          добного рода, но достичь такой же гармо-
           сад, обращенный к реке по вертикали, де-  Дом этот разобрали в середине 1980-х,   ничности,  цельности  и  художественной
           лился на три почти равные части, каждая   и  судить  о  его  достоинствах  и  особен-  убедительности  пока,  по-моему,  никому
           из которых была совершенно оригиналь-  ностях  теперь  можно  только  по  сохра-  не удалось.
           на  за  счет  объемно-пластического  реше-  нившимся  фотографиям,  как,  впрочем,
           ния  и  обыгрывания  функциональных   и о многих других в этой местности.
           элементов: форм и обрамления оконных   И если говорить о наиболее интерес-
           проемов,  переплетов,  карнизов,  фигур-  ных и сохранившихся до наших дней ав-
           ных кронштейнов, благодаря разнообраз-  торских проектах того времени, то нельзя
           ной  фактуре  стен,  частично  обшитых   не  упомянуть  две  собственные  дачи  ар-
           гонтом. По изяществу и тонкости в про-  хитектора Вайтенса, возведенные в Оль-
           рисовке  деталей  и  оригинальности  ком-  гино в 1908–1910 годах на Лесной улице
           позиции с этим домом могла сравниться   под номерами 21 и 23. В них воплотилось
           только  собственная  дача  архитектора,   все своеобразие и установка на уникаль-
           ныне тоже абсолютно утраченная, но, по   ность  той  дачной  архитектуры.  В  этих
           счастью,  архитекторы  Ленпроектрестав-  сооружениях автор ближе всего подошел
           рации успели ее обмерить в начале 1980-х   к органической архитектуре за счет объ-
           годов и обмерные чертежи передать в ар-  емно-пластического решения оригиналь-  ОКН «Дача Важевской»,
           хив КГИОП (тогда ГИОП).             ной композиции кровли (дом 21). Инте-  Сестрорецкий Курорт, ул. Андреева, 12






















           Дом В.Н. Пясецкого,                                  Дача архитектора Вайтенса,
           Сестрорецкий Курорт, ул. Горького (проект В.Н. Пясецкого)  Ольгино, Лесная ул., 21 (проект А.П. Вайтенса)
                                                                                                                  65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72