Page 67 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 67
НА СЛЕДИЕ
ден деревянный двухэтажный дом (объ- Одновременно с дачей доктора Цвета ресно, что здесь Вайтенс демонстрирует
ект культурного наследия «Дача доктора на бывшей Железнодорожной улице (ул. концептуально тот же самый подход, что
Клячко»). Объем здания чрезвычайно вы- Андреева, 12, объект культурного насле- и архитекторы двух описанных выше дач
разителен. Разновысокие крыши сложных дия «Дача Важевской») был возведен Сестрорецкого Курорта: он не обшивает
криволинейных очертаний придают обли- большой бревенчатый дом. В этой по- фасады, а, наоборот, также показывает
ку здания динамичность, характерную для стройке неизвестный автор (Гингер С.Г. конструкцию из необшитых бревен, тем
построек «нового стиля». Пространствен- – ?) обращается к традициям русского самым напоминая о народных истоках
но-планировочная схема проста и рацио- народного зодчества, но пересказывает деревянного зодчества. Однако в этом
нальна. Объединенные общим вестибю- народную архитектуру языком модерна, случае разноразмерные оконные проемы
лем помещения первого этажа делятся на сохраняя ее основополагающий принцип: не съедают плоскость стены, скорее под-
три группы: подсобные, рабочие, личные; неразрывную слитность конструктивно- черкивают ее прочность и брутальность.
для каждой имеется отдельный вход. Ло- го и декоративного начал. К сожалению, Оба этих дома сохранились до наших
гической связи между интерьером и эксте- в настоящее время здание затянуто плот- дней, имеют статус объектов культурно-
рьером подчинено расположение оконных ной зеленой сеткой и состояние его, судя го наследия, но визуально определить их
проемов, балконов, террас, и они же, бла- по всему, близко к аварийному. степень сохранности проблематично, так
годаря изяществу прорисовки, окраске, В начале 80-х годов прошлого века как оба существуют за глухим забором,
контрастирующей с основным полем бре- на улице Горького под номером 13 еще но это и не является задачей настоящей
венчатых стен, местоположению, являют- можно было увидеть деревянный двух- публикации.
ся несомненным украшением фасадов. этажный дом с мезонином. Это была дача Цель этой статьи – напомнить о том,
На живописном берегу реки Сестры в преподавателя Института гражданских что петербургская дачная архитектура
конце 1900-х годов была построена дача инженеров В.Н. Пясецкого, построенная рубежа XIX–XX веков является яркой и
доктора Д.М. Цвета. Автор ее архитектор по его же проекту в 1901 году. По своим оригинальной страницей в истории оте-
Ф.Ф. фон Постельс – один из самых свое- формам и композиции эта дача ближе к чественного зодчества, и было бы очень
образных и утонченных петербургских загородным постройкам 1870–1890-х го- важно сохранить ее не только на фото-
зодчих того времени. Дача представляла дов. Однако в качестве декора зодчий ис- снимках или обмерах. Можно заметить,
собой изящный коттедж (в настоящее пользует причудливо изогнутый ложный что зачастую она является отправной
время полностью утрачен), решенный в фахверк, уже характерный для раннего точкой для современных проектов по-
традициях романтического модерна. Фа- модерна. добного рода, но достичь такой же гармо-
сад, обращенный к реке по вертикали, де- Дом этот разобрали в середине 1980-х, ничности, цельности и художественной
лился на три почти равные части, каждая и судить о его достоинствах и особен- убедительности пока, по-моему, никому
из которых была совершенно оригиналь- ностях теперь можно только по сохра- не удалось.
на за счет объемно-пластического реше- нившимся фотографиям, как, впрочем,
ния и обыгрывания функциональных и о многих других в этой местности.
элементов: форм и обрамления оконных И если говорить о наиболее интерес-
проемов, переплетов, карнизов, фигур- ных и сохранившихся до наших дней ав-
ных кронштейнов, благодаря разнообраз- торских проектах того времени, то нельзя
ной фактуре стен, частично обшитых не упомянуть две собственные дачи ар-
гонтом. По изяществу и тонкости в про- хитектора Вайтенса, возведенные в Оль-
рисовке деталей и оригинальности ком- гино в 1908–1910 годах на Лесной улице
позиции с этим домом могла сравниться под номерами 21 и 23. В них воплотилось
только собственная дача архитектора, все своеобразие и установка на уникаль-
ныне тоже абсолютно утраченная, но, по ность той дачной архитектуры. В этих
счастью, архитекторы Ленпроектрестав- сооружениях автор ближе всего подошел
рации успели ее обмерить в начале 1980-х к органической архитектуре за счет объ-
годов и обмерные чертежи передать в ар- емно-пластического решения оригиналь- ОКН «Дача Важевской»,
хив КГИОП (тогда ГИОП). ной композиции кровли (дом 21). Инте- Сестрорецкий Курорт, ул. Андреева, 12
Дом В.Н. Пясецкого, Дача архитектора Вайтенса,
Сестрорецкий Курорт, ул. Горького (проект В.Н. Пясецкого) Ольгино, Лесная ул., 21 (проект А.П. Вайтенса)
65