Page 68 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 68
НА СЛЕДИЕ Особняк Шаврина.
Обмерный рисунок автора
ШВЕЙЦАРСКИЙ СТИЛЬ Ю.А. БАРАШКОВ,
кандидат архитектуры
В ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА
Мы нуждаемся в присутствии памятников в нашем окружении, потому что Новая манера строительства появи-
благодаря общению с ними осуществляется тот интеллектуальный синтез, лась в основном в связи с новыми стро-
ительными задачами, которые были
с помощью которого прошлое словно оживает, а мы приобретаем новые частью новых социальных структур и об-
знания и новый взгляд. При встрече с памятником мы непременно задаемся раза жизни. Она была принята с энтузи-
вопросами: как это объяснить, кто это построил, чем руководствовался? азмом и уверенностью, что удовлетворит
потребности нового времени.
В самом конце XIX – начале XX века позволяющий отстраиваться в случае не- Распространению швейцарского сти-
в деревянной архитектуре Русского Се- обходимости совсем по столичному, до ля способствовали книги и образцов
вера стали появляться дома с широкими московских ресторанов и французских деталей, изготовляемых заводским спо-
гонтовыми крышами со свесами, навес- поваров включительно». Обширный собом, и каталоги типов домов. Выпилен-
ными фронтонами и большими окнами. комплекс, помимо вокзала, церкви, адми- ные ажурные украшения добавлялись к
К существующим домам пристраивались нистративных и жилых зданий, включал декоративному «скелету» фасадов в ма-
веранды, существовавший декор заме- в себя будки стрелочников, кокетливую нере, напоминающей технику готической
нялся новым. водонапорную башню и даже скотные архитектуры: вытянутые кронштейны,
Новая манера строительства букваль- дворы. И так все в одном стиле, и на про- широкие тяги – все вертикальное; четкие
но прикатила на Русский Север по рель- тяжении четырехсот верст. Особенно эф- пропорции, аристократическая уверен-
сам строившейся Северной железной фектно смотрелись выстланные гонтом ность, с которой в нужное место поме-
дороги. Будучи в ту пору верхом техни- крутые крыши с вальмовыми срезами. щается нужное украшение. «Скелетный
ческого прогресса, она на всем своем про- Возглавлял строительство Север-
тяжении была обустроена самой передо- ной железной дороги промышленник
вой, как тогда казалось, архитектурой. и меценат Савва Мамонтов – человек
Люди старших поколений помнят впе- передовых взглядов, известная в России
чатляющее разнообразие железнодорож- личность. Перед началом строительства
ных вокзалов станций Вожега, Плесец- дороги он посетил Норвегию с целью
кая, Пермилово и других, вписанных в ознакомления обустройства железных
динамику железнодорожных путей. дорог в условиях севера и затем коман-
«Железнодорожные станции – высо- дировал на Русский Север художников
кие, двухэтажные деревянные дома кра- Константина Коровина и Валентина Се-
сивой архитектуры северного (норвеж- рова. Архитектурно реализовал идеи Ма-
ского) характера. Пассажирские залы в монтова архитектор Лев Кекушев.
них просторны, высоки, и вместе с тем Новый способ строительства из дре-
уютны, с большими и хорошо устроен- весины родился в Швейцарии и с неве-
ными печами, которые должны давать роятной быстротой распространился от
много тепла во время долгой и суровой Норвегии, первой страны, принявшей
зимы здешних мест», – писал петер- этот стиль, Северной Италии и России
бургский журналист Николай Лейкин в до Калифорнии. Представленный Нор-
книге «По северу дикому». Целый горо- вегией на Всемирной Парижской вы-
док таких строений появился в лесу под ставке 1878 года коттедж стал источни-
Архангельском в виде конечной станции ком постоянного вдохновения. Впервые
Северной железной дороги, «так скоро в истории архитектуры народный стиль
застроенный, не менее быстро заселен- отдельно взятой страны, в данном случае
ный и изобильно снабженный не только Швейцарии, был взят за отправную точ-
комфортом цивилизованной жизни, но ку интернационального стиля.
Особняк Беляевского, Архангельск.
1912. Снимок 1919 г.
66