Page 68 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 68

НА СЛЕДИЕ                                                                                  Особняк Шаврина.
                                                                                               Обмерный рисунок автора



















          ШВЕЙЦАРСКИЙ СТИЛЬ                                                                          Ю.А. БАРАШКОВ,

                                                                                                      кандидат архитектуры
          В ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА


          Мы  нуждаемся  в  присутствии  памятников  в  нашем  окружении,  потому  что   Новая  манера  строительства  появи-
          благодаря общению с ними осуществляется тот интеллектуальный синтез,    лась в основном в связи с новыми стро-
                                                                                  ительными  задачами,  которые  были
          с  помощью  которого  прошлое  словно  оживает,  а  мы  приобретаем  новые   частью новых социальных структур и об-
          знания и новый взгляд. При встрече с памятником мы непременно задаемся   раза жизни. Она была принята с энтузи-
          вопросами: как это объяснить, кто это построил, чем руководствовался?   азмом и уверенностью, что удовлетворит
                                                                                  потребности нового времени.
            В самом конце XIX – начале XX века   позволяющий отстраиваться в случае не-  Распространению  швейцарского  сти-
          в  деревянной  архитектуре  Русского  Се-  обходимости  совсем  по  столичному,  до   ля  способствовали  книги  и  образцов
          вера стали появляться дома с широкими   московских  ресторанов  и  французских   деталей,  изготовляемых  заводским  спо-
          гонтовыми  крышами  со  свесами,  навес-  поваров   включительно».   Обширный   собом, и каталоги типов домов. Выпилен-
          ными  фронтонами  и  большими  окнами.   комплекс, помимо вокзала, церкви, адми-  ные  ажурные  украшения  добавлялись  к
          К существующим домам пристраивались   нистративных и жилых зданий, включал   декоративному «скелету» фасадов в ма-
          веранды,  существовавший  декор  заме-  в себя будки стрелочников, кокетливую   нере, напоминающей технику готической
          нялся новым.                        водонапорную  башню  и  даже  скотные   архитектуры:  вытянутые  кронштейны,
            Новая манера строительства букваль-  дворы. И так все в одном стиле, и на про-  широкие тяги – все вертикальное; четкие
          но прикатила на Русский Север по рель-  тяжении четырехсот верст. Особенно эф-  пропорции,  аристократическая  уверен-
          сам  строившейся  Северной  железной   фектно  смотрелись  выстланные  гонтом   ность,  с  которой  в  нужное  место  поме-
          дороги. Будучи в ту пору верхом техни-  крутые крыши с вальмовыми срезами.  щается  нужное  украшение.  «Скелетный
          ческого прогресса, она на всем своем про-  Возглавлял   строительство   Север-
          тяжении была обустроена самой передо-  ной  железной  дороги  промышленник
          вой,  как  тогда  казалось,  архитектурой.   и  меценат  Савва  Мамонтов  –  человек
          Люди  старших  поколений  помнят  впе-  передовых взглядов, известная в России
          чатляющее разнообразие железнодорож-  личность.  Перед  началом  строительства
          ных  вокзалов  станций  Вожега,  Плесец-  дороги  он  посетил  Норвегию  с  целью
          кая,  Пермилово  и  других,  вписанных  в   ознакомления  обустройства  железных
          динамику железнодорожных путей.     дорог в условиях севера и затем коман-
            «Железнодорожные  станции  –  высо-  дировал  на  Русский  Север  художников
          кие, двухэтажные деревянные дома кра-  Константина Коровина и Валентина Се-
          сивой  архитектуры  северного  (норвеж-  рова. Архитектурно реализовал идеи Ма-
          ского)  характера.  Пассажирские  залы  в   монтова архитектор Лев Кекушев.
          них  просторны,  высоки,  и  вместе  с  тем   Новый  способ  строительства  из  дре-
          уютны,  с  большими  и  хорошо  устроен-  весины родился в Швейцарии и с неве-
          ными  печами,  которые  должны  давать   роятной  быстротой  распространился  от
          много  тепла  во  время  долгой  и  суровой   Норвегии,  первой  страны,  принявшей
          зимы  здешних  мест»,  –  писал  петер-  этот  стиль,  Северной  Италии  и  России
          бургский журналист Николай Лейкин в   до  Калифорнии.  Представленный  Нор-
          книге «По северу дикому». Целый горо-  вегией  на  Всемирной  Парижской  вы-
          док таких строений появился в лесу под   ставке  1878  года  коттедж  стал  источни-
          Архангельском в виде конечной станции   ком  постоянного  вдохновения.  Впервые
          Северной  железной  дороги,  «так  скоро   в истории архитектуры народный стиль
          застроенный,  не  менее  быстро  заселен-  отдельно взятой страны, в данном случае
          ный и изобильно снабженный не только   Швейцарии, был взят за отправную точ-
          комфортом  цивилизованной  жизни,  но   ку интернационального стиля.
                                                                                  Особняк Беляевского, Архангельск.
                                                                                  1912. Снимок 1919 г.
          66
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73