Page 69 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 69
НА СЛЕДИЕ
Особняк Шаврина. 1909
характер» швейцарского стиля усили-
вался использованием различных цветов
для разделения основной структуры от
второстепенных дополнений. Большие
окна, эркеры и веранды стали характер-
ной чертой новой манеры.
Значительную роль в стилевом
оформлении русского модерна сыграли
заметно участившиеся русско-зарубеж-
ные связи. Бывая в Берлине и Париже,
архитекторы Русского Севера знакоми-
лись с западноевропейскими новшества-
ми. Но образцы западного модерна мож-
но было видеть и не выезжая за пределы
страны. На рубеже веков в художествен- швейцарский стиль тут же был принят способствовали взаимодействию жи-
ных кругах пользовались популярностью предприимчивым и процветающим сред- лища с окружающей средой, утверждая
ведущие западноевропейские журналы, ним классом, видевшим в нем возмож- тем самым либеральный образ жизни.
пропагандировавшие идеи и творческие ность самоутверждения. Особенно впечатляет уличный фасад с
достижения модерна. В Петербурге и В 1912 году в Архангельске судо- большим круглым окном на втором эта-
Москве устраивались выставки зару- владелец Яков Беляевский рядом с его же под навесным фронтоном и башней с
бежного искусства, многие экспонаты каменным домом построил для больной окнами на шесть сторон. Россыпь стили-
которых приобщали публику к новому туберкулезом жены деревянный особ- зованных растений перекрывает линии
движению в искусстве и художественной няк. Он представлял собой композицию венцов. Конструкция и декор составляют
промышленности. архитектурного языка двух стилей – мо- единое целое.
Деятельность архитекторов модерна дерна и швейцарского стиля, существо- При частном проектировании ар-
весьма симптоматична и свидетельствует вавших одновременно. От модерна в нем хитектор и клиент сходятся во вкусах.
о готовности дать такую интерпретацию сложное объемно-планировочное реше- В этом смысле у особняка Беляевского
темы, которая, будучи плодом воображе- ние, многофасадность, художественная были два автора – заказчик и архитектор.
ния, оставалась бы исторически правдо- обработка конструкций в сочетании с ха- Для полного раскрытия своих возмож-
подобной. Нужна была правда и сказка. рактерным для стиля растительным ор- ностей талантливому архангельскому
Сказка напрашивалась сама собой, ибо наментом, от швейцарского стиля – на- архитектору Сергею Пецу нужен был ра-
деревни Русского Севера изобиловали весной фронтон и норвежское навершие финированный заказчик, который предо-
средневековыми избами и церквями. в стиле «дракон». ставил бы ему полную свободу. Им ока-
Возникал соблазн декорирования. Система внутренних пространств зался судовладелец Беляевский.
Швейцарский стиль был словно спе- определила запоминающуюся фор- К сожалению, особняк Беляевского
циально запрограммирован к адаптации му-символ, расчленив тяжеловесную не сохранился. Он сгорел в 1973 году,
на Русском Севере. Врачи рекомендо- массу типологического дома деревян- но в Архангельске, к счастью, есть еще
вали постройку домов в швейцарском ного города и добившись эффекта лег- одна работа архитектора Сергея Пеца –
стиле как наиболее благоприятных для кости. С каждой точки дом выглядел бывший особняк коммерсанта Шаврина.
здоровья человека. Едва появившись, по-разному. Большие окна и бельведер Он в реестре памятников местной архи-
тектуры и сохраняется на своем истори-
ческом месте. Этот особняк постройки
1852 года является типичным архан-
гельским особняком. За время своего
существования он несколько раз менял
собственников и его фасады «перелицо-
вывались» в соответствии с их вкусами.
Нынешний декор датируется 1909 годом
и выполнен в швейцарском стиле, точ-
нее в разновидности его, получившей
в США название «плотничья готика».
Таким образом, Пец создал еще один
стилевой шедевр. И даже этих двух при-
меров достаточно для понимания, что
парадигма «сокровищ Русского Севера»
была пополнена высокими достижения-
ми городской архитектуры. Деревянная
архитектура в швейцарском стиле фор-
мировала комфортную среду обитания,
проникнутую духом современности.
Она обогатила «сокровища деревянного
зодчества Русского Севера». Деревян-
ный город Архангельск был городом
Русского Севера и в то же время всегда
был европейским.
Особняк Беляевского, Архангельск. Церковь на станции Исакогорка. Собрание автора
1912. Снимок 1919 г.
67