Page 69 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 69

НА СЛЕДИЕ
                                               Особняк Шаврина. 1909
           характер»  швейцарского  стиля  усили-
           вался использованием различных цветов
           для  разделения  основной  структуры  от
           второстепенных  дополнений.  Большие
           окна, эркеры и веранды стали характер-
           ной чертой новой манеры.
             Значительную   роль   в   стилевом
           оформлении  русского  модерна  сыграли
           заметно  участившиеся  русско-зарубеж-
           ные  связи.  Бывая  в  Берлине  и  Париже,
           архитекторы  Русского  Севера  знакоми-
           лись с западноевропейскими новшества-
           ми. Но образцы западного модерна мож-
           но было видеть и не выезжая за пределы
           страны. На рубеже веков в художествен-  швейцарский  стиль  тут  же  был  принят   способствовали  взаимодействию  жи-
           ных кругах пользовались популярностью   предприимчивым и процветающим сред-  лища  с  окружающей  средой,  утверждая
           ведущие  западноевропейские  журналы,   ним  классом,  видевшим  в  нем  возмож-  тем  самым  либеральный  образ  жизни.
           пропагандировавшие  идеи  и  творческие   ность самоутверждения.         Особенно  впечатляет  уличный  фасад  с
           достижения  модерна.  В  Петербурге  и   В  1912  году  в  Архангельске  судо-  большим круглым окном на втором эта-
           Москве  устраивались  выставки  зару-  владелец  Яков  Беляевский  рядом  с  его   же под навесным фронтоном и башней с
           бежного  искусства,  многие  экспонаты   каменным домом построил для больной   окнами на шесть сторон. Россыпь стили-
           которых  приобщали  публику  к  новому   туберкулезом  жены  деревянный  особ-  зованных  растений  перекрывает  линии
           движению в искусстве и художественной   няк. Он представлял собой композицию   венцов. Конструкция и декор составляют
           промышленности.                     архитектурного языка двух стилей – мо-  единое целое.
             Деятельность  архитекторов  модерна   дерна  и  швейцарского  стиля,  существо-  При  частном  проектировании  ар-
           весьма симптоматична и свидетельствует   вавших одновременно. От модерна в нем   хитектор  и  клиент  сходятся  во  вкусах.
           о готовности дать такую интерпретацию   сложное  объемно-планировочное  реше-  В  этом  смысле  у  особняка  Беляевского
           темы, которая, будучи плодом воображе-  ние,  многофасадность,  художественная   были два автора – заказчик и архитектор.
           ния, оставалась бы исторически правдо-  обработка конструкций в сочетании с ха-  Для  полного  раскрытия  своих  возмож-
           подобной. Нужна была правда и сказка.   рактерным  для  стиля  растительным  ор-  ностей  талантливому  архангельскому
           Сказка  напрашивалась  сама  собой,  ибо   наментом,  от  швейцарского  стиля  –  на-  архитектору Сергею Пецу нужен был ра-
           деревни  Русского  Севера  изобиловали   весной фронтон и норвежское навершие   финированный заказчик, который предо-
           средневековыми  избами  и  церквями.   в стиле «дракон».                 ставил бы ему полную свободу. Им ока-
           Возникал соблазн декорирования.        Система   внутренних   пространств   зался судовладелец Беляевский.
             Швейцарский  стиль  был  словно  спе-  определила   запоминающуюся   фор-  К  сожалению,  особняк  Беляевского
           циально запрограммирован к адаптации   му-символ,  расчленив  тяжеловесную   не  сохранился.  Он  сгорел  в  1973  году,
           на  Русском  Севере.  Врачи  рекомендо-  массу  типологического  дома  деревян-  но в Архангельске, к счастью, есть еще
           вали  постройку  домов  в  швейцарском   ного  города  и  добившись  эффекта  лег-  одна работа архитектора Сергея Пеца –
           стиле  как  наиболее  благоприятных  для   кости.  С каждой  точки  дом  выглядел   бывший особняк коммерсанта Шаврина.
           здоровья  человека.  Едва  появившись,   по-разному.  Большие  окна  и  бельведер   Он в реестре памятников местной архи-
                                                                                    тектуры и сохраняется на своем истори-
                                                                                    ческом  месте.  Этот  особняк  постройки
                                                                                    1852  года  является  типичным  архан-
                                                                                    гельским  особняком.  За  время  своего
                                                                                    существования он несколько раз менял
                                                                                    собственников и его фасады «перелицо-
                                                                                    вывались» в соответствии с их вкусами.
                                                                                    Нынешний декор датируется 1909 годом
                                                                                    и  выполнен  в  швейцарском  стиле,  точ-
                                                                                    нее  в  разновидности  его,  получившей
                                                                                    в  США  название  «плотничья  готика».
                                                                                    Таким  образом,  Пец  создал  еще  один
                                                                                    стилевой шедевр. И даже этих двух при-
                                                                                    меров  достаточно  для  понимания,  что
                                                                                    парадигма «сокровищ Русского Севера»
                                                                                    была пополнена высокими достижения-
                                                                                    ми городской архитектуры. Деревянная
                                                                                    архитектура в швейцарском стиле фор-
                                                                                    мировала комфортную среду обитания,
                                                                                    проникнутую  духом  современности.
                                                                                    Она обогатила «сокровища деревянного
                                                                                    зодчества  Русского  Севера».  Деревян-
                                                                                    ный  город  Архангельск  был  городом
                                                                                    Русского Севера и в то же время всегда
                                                                                    был европейским.
 Особняк Беляевского, Архангельск.   Церковь на станции Исакогорка. Собрание автора
 1912. Снимок 1919 г.
                                                                                                                  67
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74