Page 70 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 70
НА СЛЕДИЕ
ДЕРЕВЯННОГО НЕБОСКРЕБА ДОМ СУТЯГИНА
ИСТОРИЯ
АРХАНГЕЛЬСКОГО
Городское деревянное зодчество Архангельска сочетает в себе многове-
ковой опыт деревянного зодчества Русского Севера и технологии зару-
бежного строительства. И неожиданно в начале 1990-х годов в одном из
селитебных образований Архангельска появилось совершенно необыч-
ное сооружение – 44-метровый деревянный небоскреб, который теперь
можно видеть только на фотографиях и на уникальной 3D-модели дома,
воссозданной молодым архитектором Павлом Петровичем Диковым.
Появившийся в начале 1990-х годов не считать этажность. С чем были не со-
в Архангельске деревянный небоскреб гласны местные власти.
своей пирамидальной формой резко вы- Кроме администраторов, у дома Су-
ступал из окружающей одноэтажной тягина сразу появилось много недо-
застройки и, что поразительно, напоми- брожелателей, и основания для того
нал архитектурные фантазии академика действительно были. Жители соседних
Суслова (1857–1921) на тему «Русская домов беспокоились, что появившееся
старина», хотя строил его не архитектор, фантастическое сооружение непременно
а предприниматель Николай Петрович сгорит, а с ним и их дома. Конечно, свой
Сутягин. дом Сутягин выстроил в нарушение всех
Сутягин начал с того, что построил строительных норм и правил, пока что в
себе двухэтажный рубленый дом. Толь- России разрешается строительство де-
ко крышу осталось подвести. Но ему по- ревянных зданий высотой не более двух Между прочим, дом Сутягина явил
казалось, что неплохо бы добавить еще этажей. И что делать с этим деревянным собой яркий пример преодоления терро-
один этаж, и так этаж за этажом дом рос небоскребом? Местные архитекторы ра среды, исторический смысл которой в
как живой объект. Возведение продолжа- тоже ревниво отнеслись к самострою, и том, что если в прошлом затевалось стро-
лось до тех пор, пока сверху не открылся за творение Сутягина никто не заступил- ительство, то строить надо было как все
захватывающий вид на островной район ся, разве что архитектор и краевед Юрий и как всегда. Вокруг дома Сутягина как
Архангельска – Соломбалу и заречные Барашков и телевидение, которые счита- раз одинаковые дома – маленькие, трех-
дали. К этому времени дом стал тринад- ли, что «деревянный небоскреб» мог бы оконные по уличному фасаду, под оди-
цатиэтажным. Николай Петрович, прав- быть заявкой в Книгу рекордов Гиннес- наковыми двухскатными крышами. По
да, всегда утверждал, что вся постройка са и уж совершенно точно мог бы стать решению городских властей в 2008 году
выше второго этажа является комплек- брендовой достопримечательностью Ар- весь дом выше четырех этажей был сне-
сом башен, что позволяло документально хангельска. сен, а несколькими годами позже, в 2012
году, небоскреб сгорел в пожаре, переки-
нувшемся с соседнего строения.
Казалось, что на этом история де-
ревянного архангельского небоскреба
должна была завершиться и постепенно
предаться забвению, но, несмотря на не-
продолжительное существование, небо-
скреб Сутягина оставил яркий отпеча-
ток в урбанистической хронике города
Архангельска и всей страны. История
деревянного небоскреба, кропотливо
возведенного и поспешно уничтоженно-
го, приобрела известность и за рубежом:
в свое время на международной научной
конференции по деревянным городам
в Тронхейме (Норвегия) дом Сутягина
был назван «сенсацией года», а во фран-
цузской высшей национальной школе
архитектуры Maloquais даже сделан его
деревянный макет.
В 2021 году знаменитый дом Сутяги-
на возродился и был увековечен – вир-
туально. Молодой архитектор из Во-
логды Павел Петрович Диков создал
Дом Сутягина. Симуляция разрушения.
68 1995 3D-графика. 2021